Состоявшееся на днях избрание председателя комитета по законодательству республиканского парламента Светланы Могилиной третьим заместителем Владимира Штыгашева вызвало бурю эмоций у коллег по депутатскому корпусу.
Инициировал возвращение статуса зампреда Светлане Могилиной сам председатель Верховного Совета Хакасии накануне сессии в ходе работы фракции “Единая Россия”, вскользь упомянув о своем приоритетном праве выдвигать кандидатов на подобные должности. Предложение было принято и внесено в повестку дня вчерашней сессии ВС РХ.
Сама процедура голосования не отметилась ничем примечательным, исключение составил предкомитета по бюджету Олег Иванов, который внезапно озаботился судьбой малых партийных фракций и независимых депутатов при взаимодействии с потенциальным вице-спикером в лице Светланы Могилиной. На что получил ответ, что работа зампредседателя парламента строится на координации усилий депутатов и комитетов относительно плана закопроектной работы, политика здесь ни причем.
Информационное табло итогов голосования было объективным: за то, чтобы Светлана Могилина в третий раз получила официальный статус заместителя председателя проголосовали 28 депутатов, 1 воздержался, но 18 человек все же проголосовали против такого решения. Всего – 47 депутатов, хотя в зале находилось их 49.
Случившийся факт стал одним из эпизодов истории аппаратных и внутрифракционных противоречий. Последствия этого шага будут достаточно интересными.
Прежде всего стоит понять мотивы тех самых 18 противников Светланы Могилиной. В кулуарах сессии звучали различные версии. Например, что руководителю фракции нынешнего большинства Светлане Могилиной новый статус вроде бы и незачем, она и так может проконтролировать прохождение через парламент необходимых законопроектов и вопросов; кто-то настаивал на паритете расстановки заместителей председателя по партийному принципу – это вслух не озвучивалось. К примеру фракция ЛДПР все то время, пока обсуждался персональный вопрос Могилиной, ерзала на своих местах, как бы намекая, что тоже не прочь обзавестись партийным вице-спикером.
Поименного списка голосовавших против нового назначения Светланы Могилиной в открытом доступе нет, пока нет… Рано или поздно он может появится в фокусе внимания общественности. С высокой долей вероятности можно сказать, что 28 сторонников Могилина получила за счет части (только части) своей фракции, части фракции ЛДПР, и еще нескольких депутатов-одномандатников из малых партий и мини-фракций. Светлана Могилина, пусть и на грани фола, но свое получила.
Повлияет ли это как-то на расстановку сил в самом парламенте? Безусловно, но с определенными оговорками. Для начала важно понять на координацию деятельности каких комитетов парламента пойдет вице-спикер Могилина. Это наверняка комитет по местному самоуправлению (Роман Челтыгмашев), комиссия по регламенту (Татьяна Янусик), мандатная комиссия (Денис Бразаускас), собственно комитет по конституционному законодательству, где и председательствует сама Светлана Могилина.
Как и в прошлые созывы, на ней останется взаимодействие с силовыми ведомствами, прокуратурой, судами, Избирательной комиссией, уполномоченными по правам человека и детей, министерством по делам юстиции, рядом территориальных органов федеральных ведомств – Управлением Минюста России в Хакасии и другими. В центре же всего этого – Конституционная комиссия Республики Хакасия и представление по мере необходимости законодательных инициатив республики в Государственной Думе. В общем, круг полномочий Светланы Могилиной становится достаточно широк, чтобы обрести заново статус самой влиятельной женщины-депутата действующего Верховного Совета.
И хотя горизонт полномочий нынешнего созыва простирается всего лишь до 2023 года, время это пролетит незаметно. Учитывая “расторопность” продвижения тех или иных кадровых решений в нашем парламенте, то перед Светланой Могилиной сейчас встает практически неразрешимый вопрос: что дальше?
Да, сейчас произошла, выражаясь автотехническими терминами, балансировка сил в высшем руководстве Верховного Совета. Председатель Владимир Штыгашев смог воплотить в реальность безошибочную конфигурацию распределения сил внутри своего ближайшего окружения, отмерив каждому из своих трех заместителей свой персональный участок работы, оставив за собой общий контроль и право вмешиваться в любой вопрос.
Светлана Могилина в этой системе координат взяла на себя роль громоотвода и генератора перспективных проектов внутри ВС РХ. И пока за ней есть фракция большинства, подкрепленная не только ее заново обретенным статусом зампреда, но и вместе с тем окруженная однопартийцами в лице самого Владимира Штыгашева и его первого заместителя Юрия Шпигальских в качестве аппаратной поддержки, Светлана Могилина приобретает те возможности, которые хоть и не приведут ее в кресло руководителя респарламента, но вполне могут способствовать переходу на федеральный уровень – в Совет Федерации или Госдуму.
Исходя из всех этих раскладов становится очевидно, что спустя два года после разгрома на выборах 2018 года, который устроили “Единой России” КПРФ и их сторонники, партия обеспечила перевес сил в свою пользу, и теперь вполне себе может позволить диктовать условия по всем политическим фронтам Хакасии. Главное, не переусердствовать.
* * *
“Пульс Хакасии” поздравляет Светлану Могилину с новым назначением и желает плодотворной работы на благо республики.
* * *
Дмитрий Буреев