В конце сентября 2020 года фонды Абаканской картинной галереи им. Ф.Е. Пронских пополнились произведениями известного хакасского художника, заслуженного работника культуры Республики Хакасия Георгия Николаевича Сагалакова. Художник передал в дар галерее 12 листов графики, созданных в последние годы, – это 9 линогравюр и 3 анималистических рисунка, выполненные в технике «тушь-перо».
Георгий Николаевич Сагалаков известен как автор, работающий в стиле этноархаики, направлении, сочетающем в себе интерес к древней истории и национальной культуре. В композициях, обращенных к древности, смысловой основой выступают известные образы петроглифической графики. Изобразительное пространство здесь не абстрактное, каким оно предстаёт в искусстве археоарта, а «обжитое», пусть и условно, но наполненное определенными временными и эпохальными контекстами.
Какими были люди, жившие в глубокой древности на хакасской земле, как выглядели окунёвцы, карасукцы или представители иных древних культур Хакасии? Антропологи предлагают варианты своих реконструкций, но попробовать заглянуть в душу далёкой эпохи может только художник, для которого заинтересовавший его археологический артефакт запускает процесс воображения. Так, лики Праматери-покровительницы, сохранившиеся на ритуальных камнях окунёвской и карасукской культур, возникают в качестве центрального образа в линогравюрах «Царица Древней Сибири» (2017), «Умай» (2020), «Хыс Тас» (2017). Художник повествует, что это были те времена, когда люди почитали своих богов, а каменные девы словно оживали и благостно взирали на всё творенье – горы и воды, птиц и животных, людей и их жилища.
Тема смены исторических культур, со всем многообразием их изменчивых во времени форм, предстаёт в линогравюрах «Сквозь тысячелетия» (2018) и «Окунёвцы» (2019). Переселение народов на территории Хакасии проходило множество раз, а благодатная земля всех привечала и всем давала кров. Вот молодой окунёвец шагает по просторам хакасских степей, подставив своё европейское лицо теплу здешнего солнца, а вот через тысячи лет уже китайская повозка проезжает мимо окунёвского каменного изваяния. Тёмными силуэтами видит художник тени забытого прошлого и предлагает современникам задуматься о том, что всё преходяще в этом мире…
В линогравюре «Сквозь века» (2018) и двух линогравюрах с одноимённым названием «Шаман» (2019) раскрывается желание художника приблизиться к феномену древней духовной системы – шаманизму. В фигурной композиции «Шаман» прослеживается мотив верности традиционной форме мировоззрения, как важной части культурного наследия предков: камланию реального шамана вторит петроглифический, как отпечаток трансцендентного плана. В собирательном образе «портрета» Шамана угадывается едва уловимое сходство с автором и его желание примерить этот образ на себя.
Национальные фольклорные мотивы звучат в линогравюрах «Весна» (2016), «Курес» (2018), «Юрта» (2019). Благодарность юной невесты за помощь в удачном выборе жениха, соревнования по тюркской поясной борьбе или народные гуляния возле величественной юрты – эти сюжеты лишь часть того многообразия этнографических зарисовок, которое составляет эту значительную грань творчества мастера. Простые, на первый взгляд, сцены отличает эмоциональная приподнятость, выразительность стилизованной формы и бережное отношение к элементам традиционного уклада жизни хакасского народа.
Среди подаренных галерее произведений графики имеются и три небольшие анималистические зарисовки птиц в среде обитания, выполненные в технике «тушь-перо». Эти работы демонстрируют виртуозное владение рисовальной техникой и лишний раз доказывают, что Георгий Николаевич Сагалаков – признанный мастер печатной и рисовальной графики.
Абаканская картинная галерея им. Ф.Е. Пронских выражает искреннюю признательность Георгию Николаевичу Сагалакову за его личный вклад в дальнейшее формирование коллекции художественного фонда городской галереи.
Информация предоставлена пресс-службой отдела по связям с общественностью и СМИ Администрации г. Абакана