Сентенция, которая не просто очевидна, она раскрывает суть многих явлений в нашей жизни, опосредованно названных “войнами”: боестолкновения реальные, информационные, гибридные, шпионские, гражданские… В этом смысле избирательные кампании тоже не зря образно называют “предвыборными баталиями”.
Но как и во всякой войне, замыслы, планы атак и обороны, а также маневры разрабатываются в предвыборных штабах, если участник процесса серьезный субъект и к процессу относится со всей ответственностью, поскольку речь идет не только о трате значительных ресурсов, но и о политической репутации. И здесь не важно, идет ли речь о конкретном кандидате или политической партии, на этом поле боя все равны.
Однако в случае с политическими партиями все несколько проще. От выборов до выборов, которые для любой политорганизации являются квинтэссенцией всей деятельности в межвыборный период, у любой партии всегда есть некий актив, аппарат, исполнительный комитет, бюро… Их цель – держать в тонусе своих потенциальных избирателей, удерживаться в информационном поле, анализировать ситуацию на территории будущих выборов, искать и поддерживать контакты со СМИ, лидерами общественного мнения, встречаться со своими сторонниками, решать организационные вопросы, обеспечивать работу своих партийных депутатов.
Предвыборные штабы, как правило, вписаны в структуру аппарата партии, и за год-полтора до голосования их выводят на передовые боевые позиции для подготовки к очередным выборам.
Первая и главная задача любого штаба на старте работы – констатация реального положения партии на текущий момент, сведение воедино всех статистических данных при голосовании за партию в последнее время, разработка стратегии избирательной кампании. Это важный этап для всех, кто намерен бороться за голоса избирателей, от этого зависит контакт и взаимопонимание с избирателями, как постоянными, так и новыми и потенциальными из числа неопределившихся или сторонников конкурентов.
Когда стратегия в общих формулировках готова, встает вопрос о функционале штаба и его составе. Естественно, у каждой партии здесь свои традиции, но есть и общий подход. Во-первых, у кампании должен быть единый руководитель. Это человек, в руках которого находятся все приводные ремни кампании и полная ответственность за результаты. Есть и отдельный начальник штаба. Его функция в основном координирующая. Он сводит воедино работу всех подразделений штаба, чтобы кампания шла без заминок и срывов, вовремя проходили встречи, документы были в порядке, взаимодействует с избирательными комиссиями в плане организации работы представителей партии в УИКах и ТИКах.
Вместе с начальником штаба в тесной связке работает идеолог кампании – человек, который генерирует, продвигает и организует различные мероприятия в рамках предвыборной агитационной работы, отслеживая единообразие с одной стороны и адресность с другой стороны всех сигналов партии для избирателей. Вместе с идеологом работает целый блок специалистов: по агитационно-пропагандистской продукции; по работе со СМИ, социальными сетями, интернет-пространством; специалист по изготовлению видеоконтента и других привлекательных для различных групп избирателей продуктов, направленных на привлечение внимания к партии в период выборов; специалист по работе с различными мессенджерами, стримами; помощник по работе с участниками телерадиодебатов, если они предусмотрены в ходе выборов; группы по организации и проведению пикетов и других публичных мероприятий.
Этот блок напрямую связан с двумя другими, не менее важными: юридической службой и агитационной сетью.
Агитационная сеть любой партии – это непосредственный актив и сторонники, добровольные помощники. Но зачастую партии вынуждены нанимать агитаторов и распространителей печатной агитпродукции на коммерческой основе. Но как бы там ни было, агитационная сеть выстраивается как правило по формату сетевого маркетинга – есть “рядовые”, “бригадиры”, “контролеры”, главный ответственный за территорию и главный в целом, отвечающий за работу агитационной сети.
Задача юридической службы в любом штабе двойная. Первая: контроль за соблюдением требований законодательства о выборах при сборе и оформлении документов для участия в выборах; контроль за соответствием всех процедур при выдвижении партии и ее кандидатов для участия в выборах; юридическая помощь при регистрации кандидатов, работа с договорами различного характера.
Вторая задача – юридическое сопровождение кампании. Это и обжалование решений комиссий по различным вопросам выборов, судебные разбирательства с конкурентами, протесты и заявления, жалобы на итоги подсчета голосов в ходе голосования. В последнее время в Хакасии именно юридические электоральные технологии стали популярными, отодвинув на вторые планы классическую агитацию и работу с избирателями.
Еще один ответственный специалист – координатор встреч. В его задачи входит составление плана-графика встреч представителей и кандидатов партии, доверенных лиц в трудовых коллективах, по месту жительства, на публичных мероприятиях и т.д. Этот график должен быть изначально согласован в общих чертах и оперативно уточняться по мере его реализации, включая отмены и переносы встреч. Также через агитационную сеть и блок агитационной работы специалист по организации встреч организует информирование избирателей о проведении встреч (дата, время, место), информирует избирательную комиссию и орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия-встречи, по итогам каждой из которых готовит краткий отчет (количество участников, наиболее интересные вопросы, обращения, наказы; факт провокаций, если они были, фото- или видеоотчет, в том числе для размещения в социальных сетях).
Параллельно в штабе работает группа зачистки – мобильная бригада, которая отслеживает размещение агитматериалов в местах массового распространения и способствует сохранности АПМ партии. При этом этом группа зачистки либо грубо зачищает поверхности от всей агитпродукции конкурентов, либо передает материалы в юридическую службу для реагирования на уровне полиции, прокуратуры и избирательной комиссии по факту порчи АПМ.
Финансово-бухгалтерская служба напрямую подчиняется руководителю кампании, инициирует оформление документов финансового уполномоченного кампании, проводит работу по открытию специального избирательного счета, отслеживает движение средств по счету, предоставляет выписки и справки, готовит финансовые отчеты в рамках кампании, осуществляет все необходимые банковские операции, требующие финансового обеспечения избирательной кампании в целом.
Само собой, что в любом штабе есть и вспомогательные технические, транспортные подразделения, которые обеспечивают бесперебойную работу штаба в целом.
Таким образом, при этой модели избирательный штаб партии в отдельно взятом регионе, как Хакасия, может насчитывать от 10 до 25 основных сотрудников.
* * *
Но в республике сложились свои традиции организации предвыборных штабов. Максимально приближенно друг к другу работают аппарат ХРО КПРФ и предвыборный штаб коммунистов. Их схема проверена годами и до последнего времени не давала сбоев. Только в 2019-2020 годах при проведении выборов коммунистов КПРФ преследуют неудачи.
В отличие от них их прямые конкуренты – “Коммунисты Россиии” – и вовсе не имеют не только предвыборного штаба как организационной структуры, но даже и партийного офиса. Но при этом получают достаточно хорошие результаты на выборах.
“Справедливороссы” имеют и офис в центре Абакана под маркой “Центр оказания помощи гражданам”, и целую сеть местных отделений, депутатов в Верховном Совете РХ, городских и районных Советах, в поселениях. Но чисто организационно СР за несколько последних лет так и не смогла отстроить схему предвыборного штаба, всей организационной работой занимались привлеченные сторонние специалисты из центрального аппарата партии или других регионов. Но актуальность темы о подготовке собственных штабистов никуда не делась.
Интересна история предвыборных штабов ЛДПР. Есть два примера, которые известны Хакасии. Первый – когда ХРО ЛДПР возглавлял Валерий Старостин. При минимуме ресурсов весь штаб как таковой состоял из семи постоянных сотрудников и привлеченного актива из числа кандидатов и добровольных помощников. И были результаты. Например, с 2009 по 2013 год ЛДПР в Хакасии увеличила свою поддержку с 11% до 18%, заняв второе место по итогам выборов в республиканский парламент. А в Аскизском районе с практически протестных 4% до 16% чистой поддержки.
Второй пример – команда Натарова – Молчанова – Абрафикова. Свой первый результат в в 2018 году в условиях полного разорения регионального отделения они получили на федеральном антипенсионном тренде и старых наработках команды Старостина. Но уже в Единый день голосования 2020 года ныне действующий состав штаба смог обеспечить всего 28 мандатов депутатов, что составляет 3,3% от общего числа вакансий; а “надежда” всея хакасской ЛДПР в Черногорске Харисов с трудом набрал только 3,5% голосов, это в 8,5 раз меньше, чем официальный победитель выборов Василий Белоногов.
Возвращаясь же к теоретической структуре партийного избирательного штаба, то в республике близко к идеалу подходит “Единая Россия”, которая способна перестроить работу своего исполкома в формат штаба в течение суток, добиваясь при этом поставленных задач как в целом по региону, так и в отдельно взятых муниципалитетах.
Но не стоит забывать и другой подход. Некоторые партии остаются приверженцами принципа “воюют не числом, а умением”, и это может сработать в отношении “Патриотов России”, “Партии пенсионеров”, ряда других. Эти организации хоть и не могут похвастаться массовым активом, но зато располагают опытными специалистами в области организации и проведения предвыборных кампаний.
Но все эти выкладки проявят свою ценность только в 2022 году, когда неформально стартует кампания по выборам депутатов Верховного Совета Хакасии следующего созыва.
Дмитрий Буреев