Муниципальные выборы этого года в Хакасии завершились. Процент обновления состава глав и депутатов сельсоветов составляет примерно третью часть от предыдущих списков, но и явка избирателей на голосование тоже сыграла здесь не последнюю роль. Вместе с тем республика и ее жители получили ряд ответов на те свои вопросы и запросы, которые стали рефреном всей нынешней кампании.
“Красный миф”
Серый дом второй год подряд проваливает избирательные кампании, которые должны были работать на имидж главы республики как грамотного руководителя политических процессов в регионе. Но не случилось, как не случилось и на довыборах депутатов ВС РХ в 2019 году. Вывод отсюда очевидный: управление внутренней политики и его преемник в лице департамента общественного и муниципального развития разучились планировать и реализовывать политические, коммуникационные и предвыборные проекты. Весь багаж успехов “красных” оказался пустышкой, которая уже через два года триумфальной победы КПРФ и Коновалова это показывает от выборов к выборам.
“Муниципальный фильтр” в руках “Единой России”
Единственной возможностью “красных” сохранять свое влияние на расстановку политических сил в регионе был контроль над “муниципальным фильтром” при выборах главы республики. Но этот шанс был успешно утрачен в силу разных причин.
Возникший вакуум моментально заполонила “Единая Россия”. Она смогла упрочить свои кадровые возможности в этом отношении по сравнению с 2018 годом почти на 40%, завоевав абсолютное большинство должностей глав поселений и мандатов депутатов сельсоветов. А именно они и формируют списки “муниципального фильтра” на выборах руководителя субъекта.
Но и это обстоятельство было не полным, если не учитывать персонификацию ситуацию. В “Единой России” считается, что негласными кураторами по линии партии местного самоуправления и первичных отделений на местах являются руководитель исполкома ХРО ЕР Игорь Мамонтов и Абрек Челтыгмашев как глава Ассоциации ОМСУ в Республике Хакасия.
Со всей очевидностью можно говорить теперь, что ЕР в Хакасии способна обеспечить подписями “муниципального фильтра” своего кандидата на должность главы Хакасии, но и дополнительно привлечь еще 3-4 кандидата-спойлера в своих интересах.
Интересно и то, что 146 подписей “муниципального фильтра” при проведении выборов высшего должностного лица Хакасии партия КПРФ обеспечить не может – элементарно не хватает голосов глав и депутатов МСУ.
Бизнес пошел во власть
Как и предполагалось, крупный бизнес, который пока не заинтересован в открытом противостоянии с республиканскими властями по ряду вопросов, пошел на завование позиций на уровне поселений. Прежде всего это угольщики Алтайского и Бейского районов, структуры РЖД, теплоэнергетики. Через своих представителей в органах местной власти они могут лоббировать свои интересы во власти более высоких уровней.
Политический ландшафт Хакасии: теперь это равнина
Результаты выборов, особенно в Черногорске, показали, что в регионе осталось всего две политические партии, которые еще способны на реальную предвыборную борьбу – ЕР и КПРФ. Но они уже поднадоели избирателям, которые заинтересованы в появлении или возрождении новых сил. Тогда появится и интерес к выборам, который потом трансформируется в проценты явки на голосовании.
Ближайший год должен вызвать к жизни такие силы, если Хакасия и ее жители заинтересованы в каком-нибудь движении вперед. Это уже запрос времени.
Профессионализм избиркомов – вопрос не праздный
Выборы 13 сентября вскрыли целый пласт проблем с системой избирательных комиссий. Понятно, что эти выборы проходили в уникальных пандемических условиях, но это не дает права на ошибки со стороны избиркомов при работе с кандидатами и их документами. В свою очередь это должно повлечь за собой серию обучающих курсов и программ для ответственных сотрудников избиркомов перед ближайшими выборами, чтобы исключить те промахи, которые вылезли в эту кампанию.
Таковы первые и очевидные выводы масштабной муниципальной кампании этого года. Для многих она станет уроком на будущее, кто-то получил шанс начать или продолжить карьеру муниципального руководителя или депутата. Но самый очевидный плюс – политическая элита муниципальной Хакасии как часть управленческого класса серьезно обновилась, пришли новые люди, с новыми идеями, и это не может не радовать.
Дмитрий Буреев