Прокуратура Республики Хакасия в судебном порядке доказала противоречие регионального закона федеральному законодательству, сообщается на сайте ведомства. Речь о полном запрете оборота на территории республики бестабачной никотиносодержащей продукции, электронных систем доставки никотина.
В январе 2020 года прокуратурой Республики Хакасия в рамках правотворческой деятельности изучен проект закона «Об установлении ограничений розничной продажи отдельных видов товаров несовершеннолетним на территории Республики Хакасия», внесенный в порядке законодательной инициативы Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия в Верховный Совет Республики Хакасия.
Названным законопроектом предлагалось установить в республике запрет на розничную продажу несовершеннолетним электронных систем доставки никотина, жидкостей для электронных систем доставки никотина и никотиносодержащей продукции.
Прокуратура Республики Хакасия не препятствовала установлению на территории региона ограничений на продажу несовершеннолетним названной продукции, напротив, в Верховный Совет Республики Хакасия направлены предложения о расширении перечня запрещенных для реализации детям вредных для их здоровья товаров.
В указанной редакции законопроект принят законодательным органом в первом чтении.
Ко второму чтению одним из субъектов права законодательной инициативы внесена поправка, которой законопроект изложен в новой редакции и 6 марта 2020 года Верховным Советом принят региональный закон о полном запрете оборота на территории республики бестабачной никотиносодержащей продукции, электронных систем доставки никотина.
Изучение закона показало, что он принят с превышением полномочий Республики Хакасия как субъекта Российской Федерации, поскольку установление полного запрета оборота отдельных видов продукции относится к компетенции федерального законодателя.
Конституцией Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Ограничение перемещения товаров и услуг могут вводиться только федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Бестабачная никотиносодержащая продукция, электронные системы доставки никотина не отнесены к товарам, оборот которых запрещен или ограничен на федеральном уровне.
В связи с изложенным прокурором республики принесен протест на Закон Республики Хакасия от 06.03.2020 № 11-ЗРХ «О запрете оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотиносодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в связи с установлением административной ответственности за нарушение данного запрета», который отклонен Верховным Советом Республики Хакасия.
В связи с отклонением протеста прокуратура оспорила положения регионального закона в судебном порядке.
Верховный Суд Республики Хакасия согласился с доводами прокуратуры и решением от 30 июня 2020 г. признал закон не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, недействующим. Решение суда в законную силу не вступило, может быть обжаловано ответчиком в течение месяца.
Следует отметить, что в случае принятия Верховным Советом Республики Хакасия проекта закона, одобренного при принятии в первом чтении большинством депутатов, ограничения на продажу несовершеннолетним вредных для их здоровья и развития товаров могли бы законно действовать на территории Хакасии с начала 2020 года.