Город угольщиков вступил в очередные выборы главы Черногорска. Однако кампания этого года явно отличается от предыдущих последних 15 лет. Во-первых, город, потерявший почти 80% своего промышленного потенциала окончательно превратился в спутник Абакана; во-вторых, Черногорск серьезно и быстро «постарел» – молодежь из города массово мигрировала в тот же Абакан и другие города. И в-третьих, город потерял свое политическое лицо – образ города шахтерской закалки и солидарности. В общем, прежнего Черногорска, каким он был хотя бы еще десять лет назад, уже нет.
В следующем году Черногорску исполнится 85 лет. Солидный юбилей, под который можно было бы придумать и реализовать с привлечением солидных ресурсов целую программу. Но не случилось… Городские власти, которые уже десять лет возглавляет бывший полковник милиции Белоногов, ограничиваются полумерами. Их эффективность соответствующая. Сосредоточившись на реконструкции огромной территории парка в центре города, власть посчитала, что свою миссию по возрождению города она выполняет превосходно. Но горожане так не думают.
«Альфа» Черногорска
Черногорцы, которые помнят город еще по советским временам, сейчас смотрят на свой город с сожалением. Отдавшие городу не один десяток лет своей жизни, нынешние пенсионеры любят часами рассказывать молодежи о работе комбинатов ПОШ и ИСКОЖ, угольных шахт, полутора десятков заводов, комбината «Залив», строительстве «Сибири» и возведении Пригорска как образца социально ответственного производства. Черногорск был в свое время максимально обеспечен детскими садами, школами, спортивными сооружениями. В городе действовали как минимум три дома культуры, а ДК «Юбилейный» был одним из крупнейших в Хакасии.
Но главное – работа. Работы хватало всем, даже больше – в Черногорск на работу ехали со всех концов страны, поскольку производственные гиганты из года в год увеличивали планы выпуска продукции, расширяли ассортимент, наращивали темпы производства. Жилищное строительство велось рекордными темпами, а Черногорск стал первым городом, где жилье и объекты соцкульбыта возводились квартально-комплексным подходом. Так в свое время появилась «Крепость» и другие кварталы Черногорска. Это позже такой же способ использовали в Саяногорске.
И перспективы у Черногорска были соответствующие. Абакан, который был на пять лет старше официального Черногорска и носил статус административного центра автономной области, не был так обласкан краевыми властями, как Черногорск, ставший третьим городом в Красноярском крае по объему выпускаемой продукции. А продукцию эту знали во всем Советском Союзе – даже шерстяные одеяла черногорского комбината ПКСО расходились по самым дальним воинским и пограничным частям, исправительным учреждениям, пионерским лагерям, общежитиям…
Тогдашнее руководство города – исполком и горкомпартии – отличало ответственное отношение к делу, а многие из черногорских функционеров стали заметными фигурами управленческой элиты Хакасии и Красноярского края. О шахтерских традициях и говорить не стоит: это была «соль» земли Черногорской, престижнее профессии в городе не было.
Былую славу Черногорска разрушила перестройка. Такие города, как Черногорск, каких в Союзе были тысячи, первыми попали под каток реформ. И были напрочь загублены новой перестроечной властью. В годы дикой приватизации Черногорск окончательно добили передачей угледобычи в частные руки или в корпорации. И счастливое настоящее города окончательно рухнуло.
«Омега» Черногорска
Всплеск оптимизма у черногорцев пришелся на 2011-2012 годы. За пару лет до этого во власть вернулся мегапопулярный градоначальник Владимир Сорокин, который в кроткий срок смог перенастроить механизмы городской власти на конструктивную работу, дал определенную уверенность жителям в будущее. Но был вынужден уйти, подорвав здоровье. Ему на смену как раз и пришел милицейский начальник Василий Белоногов.
С трудом, через сомнительные технологии его провели-таки в черногорские градоначальники, и вот уже десять лет город живет под его властью. Десятилетие не прошло даром и для него самого – уголовные дела, сорванные проекты в строительстве и благоустройстве, уничтоженная коммунальная сфера, бардак в энергоснабжении, продажа под разбор бывших промышленных гигантов, разорение авторынка… Но взамен вам с грехом пополам «Луначарский» и городской парк, где снесли на входе еще одну гордость Черногорска – кинотеатр «Россия». Равно как и Дворец пионеров, архитектурный шедевр послевоенной эпохи.
Да, в последнюю пару-тройку лет Черногорску везло: федеральные деньги позволили достроить больницу, подлатать дороги, кое-где отремонтировать коммунальные сети, расселить совсем уже аварийные дома. Но порядка в городе от этого больше не стало.
И вот новые выборы главы города. Василий Белоногов заявил о своих притязаниях на новый срок полномочий, определились еще несколько кандидатов. Выбирать черногорцам уже в середине сентября. Но выбор не ахти какой. Хотя и прорывных кадровых решений особо не видно. Оскудел Черногорск на кадры.
Причина же проста: загубленная вовремя инициатива отбила охоту у настоящих патриотов города и само желание что-то менять, а монополия на власть привела к загниванию всей городской активной общественности, которая давно хочет просто покоя и автоматического достатка в силу занимаемых служебных и общественных должностей.
Черногорск к своему столетнему юбилею в 2036 году медленно, но уверенно катится к логическому финалу: а будет ли город вообще? Или он и де-юре станет частью бурно развивающегося Абакана в качестве отдельного столичного района? Во всяком случае, сегодня черногорцам обольщаться нечем – город пока еще живет по принципу «день прошел, и ладно».
Хакасия же рискует потерять второй по численности населения город, и получить огромное по меркам республики городское новообразование Абакано-Черногорск. Ответ на эти опасения, в первую очередь черногорцам, и должны дать соискатели должности главы города на предстоящих выборах. Все остальное – отвлекающие внимание детали и мелочи, которые только раздражают жителей города, отвлекая от самого главного – сохранится ли Черногорск на карте страны или Черногорск станет еще одним городом-призраком?
Дмитрий Буреев