Внутренняя политика в рамках одного региона – явление настолько же уникальное, насколько и непонятное даже самим чиновникам, которые этим направлением занимаются. Вроде бы не орготдел бюро обкомитета КПСС; не отдел административных органов; не спецотдел или особый сектор ЦК… Но в современных реалиях управления внутренней политики и «политические» заместители губернаторов вдруг приобрели значимый аппаратный вес и влияние на все процессы, происходящие в регионах в сфере политического развития.
* * *
В Хакасии первым политическим замом можно считать Нину Пилюгину, работавшую еще с Алексеем Лебедем, Именно она де-факто руководила всеми избирательными кампаниями в республике в качестве начальника штаба – от выборов самого Алексея Лебедя до Дмитрия Медведева в 2008 году. Правда, это не помогло ей и свою карьеру бывший первый вице-премьер Хакасии закончила в качестве руководителя системы соцобеспечения в московском регионе. Справедливости ради отметим, что все политические акции Нине Пилюгиной давались успешно в четком тандеме с Ириной Смолиной, председателем Избиркома Хакасии на тот момент. Обе вышли из так называемой саяногорской диаспоры и поддерживали друг друга во всем.
* * *
На профессиональные рельсы внутреннюю политику в Хакасии поставил Владислав Никонов, который приложил свои руки и голову к назначению Виктора Зимина Главой республики взамен Алексею Лебедю. За короткий срок политический менеджер сумел возвести в ранг важнейшей службы в Хакасии Администрацию Главы региона, где внутренняя и информационная политика стали занимать главенствующую в публичном отношении роль. До сих пор о Владиславе Никонове, его методах работы и подходах слагают легенды.
Тем не менее в 2014 году он ушел или его «ушли», но еще некоторое время его наработки инерционно работали на Виктора Зимина и необходимые результаты. Команда Татьяны Белецкой и Ольги Колесниковой на последнем этапе удивительно виртуозно могла решать возникающие вопросы, но была вынуждены сдаться под напором политтехнологических команд штаба Виктора Зимина, которые фактически провалили его кампанию в 2018 году. Хотя расчеты местных политических администраторов были на порядок точнее и оправданнее, что показали сначала выборы в Государственную Думу 2016 года, а затем и выборы депутатов в Саяногорске и Черногорске осенью 2017 года.
К главной кампании 2018 года – выборам Президента РФ внутренняя политика в Хакасии уже была в числе эффективных административных рычагов для достижения необходимых результатов, поэтому и результаты осенней кампании в Верховный Совет РХ и непосредственно самого Виктора Зимина не вызывали особых сомнений, за исключением одного: на выборах осенью Виктор Зимин и его команда боролись не с противниками, а собственным антирейтингом. И успешно проиграли в этой борьбе. Но вот кто автор такого дикого антирейтинга еще надо разбираться…
* * *
Новая внутренняя политика пришла вместе с новой командой «управленцев» вместе с Валентином Коноваловым. Это было очевидно и понятно, равно как и то, что старая команда ушла.
При нынешнем руководстве Хакасии внутренняя политика получила меткое сравнение «тяни-толкай». Сравнение более чем красноречивое и точное.
Сегодня трудно вспомнить кто за полтора года правления Коновалова занимался внутренней политикой. Богдан Павленко, Анна Сыревич, Иван Макаров, Николай Миронов, Виталий Булдаков… Всех отличает одно – все они «варяги» в политическом поле Хакасии и их некомпетентность быстро становилась достоянием общественности. Наиболее ярко в этом отношении проявили себя Богдан Павленко (ныне глава Димитровграда Ульяновской области) и Анна Сыревич, которая сделала все, чтобы на довыборах депутатов Верховного Совета РХ в 2019 году победили кандидаты от «Единой России».
Меньше всего в памяти жителей Хакасии остался выходец из Питера Иван Макаров, промелькнувший как комета. И до сих пор остается непонятным политический функционал перзама главы республики Николая Миронова.
Сейчас Департамент общественного муниципального развития Аппарата Главы Республики Хакасии – правопреемник Управления внутренней политики прошлой Администрации возглавляет Ирина Емельянова, которая в Сером доме прошла практически всю иерархию управленческих должностей – из пресс-службы в службу протокола, оттуда – в новый Департамент. Но кто в его штате и чем он непосредственно занимается остается тайной за семью печатями.
Единственное, что можно отметить, так это институт полномочных представителей главы Хакасии в муниципальных образованиях. В разные времена ими были экс-зам главы Абакана Алексей Кисуркин, бывший начальник Почты Александр Гретнев, бывший редактор «Хакасии» Николай Огородников. Всех уже и не вспомнишь.
При Валентине Коновалове эти должности занимали тоже разные люди, последней перед реорганизацией оказалась команда в лице бывшего сотрудника МВД Ивана Мосмана, Марины Сорокиной, Ирины Бурояковой. Но в итоге сегодня в обойме осталась только Ирина Буроякова, бывший директор школы №4 Черногорска и экс-депутата городского Совета города угольщиков.
* * *
Так все-таки что такое внутренняя политика в отдельно взятом регионе? Четкого определения так и нет, и каждый регион понимает ее в силу своего разумения и целесообразности. Но основной момент – исполнение циркуляров Управления внутренней политики Администрации Президента РФ. Затем идут выборы всех уровней – обеспечение административного контроля и политического менеджмента в особо сложных случаях. Также это контактная работа с муниципалитетами по политическим вопросам, политическими партиями, фракциями, депутатами. Также с Общественной палатой, влиятельными общественными организациями, лидерами общественного мнения и так далее.
В общем, как видим, поле для деятельности очень широкое и здесь важно четко ориентироваться в происходящих процессах, большинство из которых на самом деле скрыто от глаз общественности. Соответственно, специалисты по ВП сродни саперам на минном поле – ошибиться можно только раз.
* * *
Если же касаться очевидных успехов и очевидных провалов внутренней политики Хакасии, то здесь масса примеров. Назовем лишь некоторые из них, которые врезались в память населению Хакасии.
В качестве успешных проектов УВП при Викторе Зимине стало переизбрание в 2011 году Надежды Максимовой в Государственную Думу РФ; создание РТ в качестве инструмента продвижения политических интересов региональных властей; смена руководства Абазы, Боградского и Усть-Абаканского районов. Среди очевидных провалов – смена власти в Орджоникидзевском районе; проигрыш КПРФ на довыборах в ВС РХ осенью 2019 года; довыборы Главы Абакана в декабре 2019 года и победа на них Алексея Лемина, поствыборный скандал с Олегом Ивановым. Вообще, Иванов был остается головной болью административного политменеджмента при любой власти, и на нем можно смело тренировать подрастающее поколение управленцев в сфере внутренней политики.
Дмитрий Буреев, политический аналитик
Как Коновалов пришел в кресло губернатора, так только и наблюдается падения в политике региона!