Тема с назначением министра природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Арехова С.Н. далеко не закрыта. Почему и как это может привести к отстранению Валентина Коновалова от должности в связи с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) законодательства Республики Хакасия, – рассказывает руководитель РИК ОНФ в Хакасии Евгений Мамаев.
«Для тех, кто пропустил начало истории, вкратце напомню, о чем речь.
Лес является федеральной собственностью, но полномочия по его управлению, как правило, передаются в конкретный регион. Тем не менее Лесной кодекс требует согласования с федеральным органом назначения руководителя регионального органа власти, отвечающего за управление лесами. Такое согласование требуется в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ. Причем прописано оно в двух частях этой статьи.
Так, частью 9 установлено: «Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за осуществлением переданных полномочий дает согласие на назначение на должность руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочия».
А часть 12 гласит: «Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) назначает на должность по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю за осуществлением переданных полномочий и освобождает от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия, переданные ему в соответствии с частью 1 настоящей статьи».
При этом положение части 9 действует с самого начала действия Лесного кодекса, а часть 12 – с 1 января 2019 года. Назначение Арехова С.Н. на должность министра состоялось в конце января 2019 года. Поэтому положения части 12 уже действовало, и Коновалов, прежде чем назначать Арехова на должность, обязан был согласовать его кандидатуру с федералами. Но и до появления части 12 назначение регионального руководителя всегда согласовывалось с федералами – в рамках части 9 статьи 83. До назначения на должность министра Арехов был назначен исполняющим обязанность. Это произошло еще в 2018 году, т.е. до вступления в силу части 12. Это обстоятельство приводил г-н Клыпин из правительства в качестве обоснования ненужности согласования Арехова. Однако статус исполняющего обязанности для того и предназначен, чтобы пройти все необходимые согласования перед назначением на должность. В любом случае положения части 9 действовали.
От ОНФ было направлено обращение в прокуратуру Хакасии с просьбой проверить согласование Арехова С.Н. с федералами и в случае необходимости предпринять соответствующие меры прокурорского реагирования. Тут, признаю, был допущен промах в формулировках обращения, не был поставлен конкретно вопрос о правомерности нахождения Арехова в должности, т.к. акцент делался на последствиях принимаемых министром решений на лесную отрасль.
С другой стороны, как следует из публикации ИА «Хакасия», редакцией был направлен запрос в Рослесхоз с просьбой пояснить сложившуюся ситуацию. В ответе указано, что Арехов действительно не был согласован. При этом причина несогласования абсолютно не важна – юридически важен только сам факт несогласования. Тем не менее в ответе все же пояснено, что отказано было по причине уже нахождения Арехова на должности министра. Весьма странная аргументация, но все же важен сам факт несогласования. Также указано, что документы на согласование были поданы 21.10.2019 – значительно позже назначения Арехова на должность. Таким образом, можно говорить об отсутствии согласования назначения Арехова с федералами. Далее в тексте ответа следуют странные утверждения о том, что согласования вроде бы как и не требовалось. В пользу этого довода приводится такой мощный аргумент, что это мнение Рослесхоза. Хотя хотелось бы видеть ссылки на нормы закона, позволяющие игнорировать довольно четкие и однозначные положения Лесного кодекса. Упомянутая в ответе Рослесхоза норма пункта 5.20.4 «Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства» (утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 736) лишь дублирует и конкретизирует уже упомянутую норму части 9 статьи 83 Лесного Кодекса: «Федеральное агентство лесного хозяйства дает согласие на назначение на должность руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия». Как видим, ничего в пользу возможности не согласовывать регионального министра не указано.
Можно было бы предположить, что правительство Хакасии просто совершило нелепую ошибку (хотя кругом юристы) и не согласовало кандидатуру, а федералы, в свою очередь, не обратили вовремя на это внимание, и теперь все дружно пытаются выкрутиться из этой ситуации. Но убедительных оснований для такого утверждения у нас нет. Поэтому необходимо тщательно разобраться в ситуации с юридической точки зрения. Для этого было подготовлено и отправлено обращение на имя генерального прокурора с опорой на указанные правовые нормы и четкой постановкой вопроса об оценке правомерности назначения и нахождения г-на Арехова на должности министра.
Но пока длилась эта история, пришло понимание, что лучше всего было бы рассмотреть этот вопрос в судебном порядке. Как мне кажется, суд более тщательно подходит к оценке правовых норм, и его решение имеет более высокий приоритет. К примеру, такую оценку можно дать в рамках статьи 8 Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2012 года N 133-ЗРХ «О порядке отзыва Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия»: «нарушение Главой Республики Хакасия законодательства Российской Федерации и (или) законодательства Республики Хакасия, факт совершения которого установлен соответствующим судом». Пока же можно сказать, что полученные ответы неубедительны и свидетельствуют об отсутствии сильной позиции в противовес заявленным аргументам о допущенных нарушениях.
В завершение этой темы я бы отметил, что от реакции ряда лиц возникло стойкое чувство дежавю. Практически те же возгласы о необоснованности претензий и непорочности чиновников звучали в отношении дела о закупке топлива московским представительством. Тем не менее, пусть и не так быстро, как хотелось, но все же решением прокуратуры и УФАС представленные доводы были признаны обоснованными.
Раз уж зашел вопрос о кадровых вопросах, то немного скажу еще про два запроса в прокуратуру по этой теме. Один из них касается господина Иванова Олега Альбертыча, председателя комитета по бюджету Верховного Совета, а второй – министра спорта Хакасии Кретова Владимира Константиновича. В первом случае уже для всех очевидно, что необходимо прояснить окончательно вопрос с медицинской историей. Дело в том, что если сведения верны, то это препятствует нахождению на должности председателя комитета Верховного Совета. Если же нет, то нужно поставить точку в этой теме – иначе такая неопределенность будет без конца бросать тень на работу г-на Иванова (к чему тут вспомнилась его деятельность по принятию налоговых льгот?), портить имидж республики, давать повод для недоброжелателей.
Во-втором случае речь идет о назначении Кретова В.К. на должность министра в нарушение ограничения на нахождение на госслужбе по возрасту. Так, в соответствии с законом предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет. Этот срок может быть продлен до 70 лет. Отмечу – срок может быть только продлен, т.е. нельзя назначить на должность министра после достижения 65 лет. Однако Кретов был назначен, когда ему исполнилось уже более 70 лет. Этот вопрос также было бы правильнее поднять в рамках судебного процесса по вышеупомянутому закону N 133-ЗРХ, но тут я готов передать эстафету – пора отдохнуть и переключиться. Кстати, третьим случаем в этой плоскости может стать отмена судом Новосибирска двух постановлений правительства о переводе земель сельхозназначения в промышленные для работы угольных разрезов.
P.S. И, предвосхищая заявления о якобы каких-то обидах, что меня не взяли в правительство, замечу, что предложение о работе в качестве министра поступало дважды. Правда, от заместителей, а не от самого главы региона. Хотя я и не согласился, но предложение оценил. Так что мне просто интересно делать свою работу, находить неочевидные кейсы, менять жизнь к лучшему. И да, будет небольшое продолжение».
ish_121_29-05-2020_genprokuroru
19 рус инфо кричит, что всё законно, что это противники Коновалова бучу раздувают
Им заплатили – они кричат. Всё просто.
Издание 19rus. info проплачивается разрезом Майрыхский и никаких материалов, “порочащих” эту компанию НЕ печатает. Сталкивалась.
Обоснованные рассуждения, только всё-таки хотелось бы всё-таки знать, почему назначение Арехова не согласовано.