Экономист Евгений Мамаев на своей странице в социальной сети представил очередной анализ исполнения бюджета Хакасии. Основной вывод: собственные доходы бюджета Хакасии продолжают свое падение.
Евгений Владимирович пишет:
«Вышел отчет об исполнении бюджета за январь-апрель 2020 года. Посмотрим, куда ведет нас республиканское правительство – сравним текущие показатели с прошлогодними, делая поправку на коронавирус. Спойлер: в этом году имеем стабильный рост отрицательной направленности, при этом темпы роста падения несколько стабилизировались в апреле, показывая около нулевую динамику. Однако есть все основания увидеть рост падения в следующих месяцах.
А теперь серьезно:
1. Собственные доходы бюджета продолжили свое падение – на 1 мая 2020 они составили 5,26 млрд руб., снизившись на 3,2 млрд руб.!!! (-37,8%) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Тогда собственные доходы бюджета составили 8,46 млрд руб. Именно наращивание собственных доходов является первостепенной задачей для исполнительной власти республики. Однако мы видим очевидный провал в этой части. И хотя в апреле на экономику существенное влияние оказал коронавирус, падение началось с самого начала года. Так, на 1 апреля 2020 падение к прошлому году составляло 2,48 млрд руб. (-42,8%) – в среднем 800 млн руб. в месяц. За апрель дыра выросла еще на 700 млн руб.
2. Поступление собственных доходов составило 22,6% от плана в 23,23 млрд руб. Хронологически прошло 33,3% года. Годом ранее исполнение плана было 39,8% от 21,25 млрд руб. В апреле 2020 года поступление собственных доходов составило 1,87 млрд руб., тогда как годом ранее 2,59 млрд руб. – снижение на 715 млн руб.
3. Основное падение собственных доходов идет по налогу на прибыль – снижение на 2,67 млрд руб. (-67,6%) с 3,94 млрд руб. в 2019 году до 1,28 млрд руб. в 2020 году. При этом за апрель по этому налогу поступило 506 млн руб., тогда как за три предыдущий месяца 771 млн руб., т.е. по 257 млн руб. Налицо резкий рост поступлений в апреле – практически двухкратный. С одной стороны, это может быть вызвано тем, что в апреле уплачиваются годовые и квартальные налоги по прибыли. С другой стороны, цены на уголь и алюминий снизились уже достаточно давно, а энергетики с начала года показывают снижение выработки электроэнергии, так что запаса неуплаченных налогов на прибыль практически не должно быть. Также на снижение прибыли должен был повлиять и коронавирус. Поэтому можно предполагать, что рост поступлений связан с авансовыми платежами. Можно осторожно оценить их размер в 250-350 млн руб. Очевидно, что наличие таких платежей сейчас означает непоступление соответствующих сумм в будущем.
4. Наблюдается резкое наращивание отставания поступлений по НДФЛ, в первую очередь с зарплаты. Если на 1 апреля такой отставание от прошлого года составляло 12 млн руб., то на 1 мая оно выросло до 106 млн руб. За апрель 2020 года поступило НДФЛ с зарплат на 390 млн руб., тогда как в апреле 2019 года было 481 млн руб. – снижение на 91 млн руб. или на 19%. Это может объясняться двумя факторами: отложенные к уплате налоги и результат снижения выплат работникам (по крайней мере официальных) – в апреле была остановлена работа многих организаций. Долю каждого фактора определить сложно.
5. Снижение поступлений по УСН составило 60 млн руб. или 15,6%. При этом по итогам января-марта наблюдалось превышение на 23 млн руб. (15%). За апрель 2020 года по УСН поступило 150 млн руб., тогда как годом ранее было 233 млн руб. Как видим, снижение на 83 млн руб., или на 35,6% (более трети). Это может быть связано как с переносом уплаты УСН за 2019 год на 6 месяцев для предприятий МСБ из наиболее пострадавших отраслей экономики, так и со снижением налоговых ставок по УСН. Напомню – в последнем случае в результате снижения ставок ожидалось увеличение поступлений в бюджет в результате перерегистрации предпринимателей со всей страны в Хакасию.
6. Снижение поступлений идет практически по всем статьям доходов бюджета – кроме акцизов за дизельное топливо и транспортного налога. Скорее всего, такие провалы будут списаны на коронавирус, однако и по итогам предыдущих месяцев наблюдалось практически тотальное снижение поступлений к прошлому году.
Для выполнения плана по собственным доходам на 2020 год в течении периода май-декабрь необходимо обеспечить поступление в бюджет в размере 18 млрд руб. В 2019 году за аналогичный период поступило 12,6 млрд руб. Т.е. даже в случае, если доходы в оставшуюся часть года останутся на уровне прошлого года, недобор в бюджет составит 5,4 млрд руб. Учитывая же снижение доходов в сравнении с прошлым годом, недобор может составить 7-8 млрд руб.
7. На фоне катастрофического падения собственных доходов на 3,2 млрд руб. снижение общих доходов бюджета составило значительно меньшую сумму – 1,85 млрд руб. И хотя ситуация в сравнении с прошлым месяцем усугубилась (разрыв вырос еще на 229 млн руб.), от краха региональное правительство было спасено федеральными властями. Так, размер безвозмездных поступлений в 2020 году вырос на 1,35 млрд руб. в сравнении с прошлым годом – с 2,21 млрд руб. до 3,56 млрд руб. Именно это увеличение федеральной поддержки позволило компенсировать обвал собственных доходов. Это к вопросу о том, как федеральные власти на деле относятся к «красному» правительству – компенсируют провалы и не дают рухнуть.
8. При этом в апреле 2020 года от федералов поступило 500 млн руб. дополнительных средств на сбалансированность бюджета и на выравнивание бюджетной обеспеченности. Эти средства не являются целевыми и могут быть направлены на текущие нужды, в том числе и на борьбу с коронавирусом. Любопытно, что эти дополнительные деньги не были озвучены публично, не представлены как «победа», как успех правительства в лоббировании интересов республики на федеральном уровне. Возможно, причина в том, что это не победа, а поражение – итог истории с обращением к федералам с рассказом о необеспеченности бюджета на 10,5 млрд руб. и просьбой оказать помощь в соизмеримом размере. На этом фоне выделение 500 млн руб. вместо десяти миллиардов однозначно будет означать провал, о котором лучше умолчать.
9. Расходы бюджета составили 11,55 млрд руб. (30,6% от плана), увеличившись на 1,27 млрд руб. (+12,4%) в сравнении с 2019 годов (10,28 млрд руб.). Непосредственно в апреле расходы составили 3,94 млрд руб., что на 440 млн руб. выше, чем годом ранее (3,5 млрд руб.).
10. Дефицит бюджета составил 2,73 млрд. руб., что составляет 52% от собственных доходов бюджета (31% от общих доходов). Т.е. при объеме собственных доходов в 5,26 млрд руб. правительство потратило сверх этой суммы 2,73 млрд руб. Даже с учетом существенной федеральной поддержки! Годом ранее бюджет был исполнен с профицитом 392 млн руб. Таким образом, в сравнении прошлым годом по итогам 4 месяцев работы правительства дефицит вырос на 3,12 млрд руб. Непосредственно в апреле 2020 года дефицит составил 740 млн руб., тогда как в апреле 2019 года он был 70 млн руб. – рост более чем в 10 раз! В среднем каждый месяц в 2020 году правительство расходует почти на 700 млн руб. больше, чем имеет доходов – это скорость скатывания правительства республики в финансовую яму. От ускорения падения в апреле спасла федеральная поддержка.
11. Для финансирования дефицита бюджета было использовано два источника. Первый – бюджетный кредит на 1,755 млрд руб. (получен в феврале 2020 года). Хотя этот кредит и практически бесплатный, тем не менее он ведет к наращиванию суммы государственного долга региона – теперь он составляет 22,5 млрд руб. Второй источник – средства организаций, учредителями которых является правительство. По этому направлению было привлечено 975 млн руб. (из общей доступной суммы 1,3 млрд руб.).
12. Первоначально возврат бюджетного кредита планировался в мае этого года, но впоследствии федеральное правительство приняло решение позволить регионам не возвращать в этом году бюджетные кредиты. Учитывая, что помимо указанных 1,755 млрд руб. нам нужно было погасить еще 1,41 млрд руб. бюджетного кредита, полученного в 2017 году при замене коммерческого кредита на бюджетный, то поддержка федералов в этом году по линии бюджетных кредитов составит 3,17 млрд руб. При этом законом о бюджете Хакасии на 2020 год запланировано получение новых бюджетных кредитов на 2,3 млрд руб., т.е. есть еще запас по привлечению бюджетного кредита на 566 млн руб. В этом случае поддержка федералов будет уже 3,7 млрд руб.
13. Очевидно, что отдавать кредиты правительству Хакасии нечем – текущих доходов недостаточно. И если федералы не освободили бы в этом году от их уплаты, пришлось бы брать коммерческий кредит для перекредитования. Поэтому, несмотря на довольно существенный объем федеральной поддержки, нельзя говорить о решении всех проблем с исполнением бюджета.
Резюме: хотя собственные доходы серьезно просели и продолжают падать, федералы удерживают правительство Хакасии от полного краха. В апреле для исполнения расходных обязательств бюджета было задействовано три «аварийных» механизма: авансовые платежи от бизнеса, средства дочерних организаций правительства и федеральная помощь. В мае доступно еще 330 млн руб. средств дочерних организаций, на значительные суммы от федералов и авансы от бизнеса вряд ли стоит рассчитывать. При этом средства дочерних организаций нужно будет вернуть к концу года. Впереди же выплаты отпускных учителям на фоне продолжающегося падения собственных доходов. В резерве также еще есть бюджетный кредит на 566 млн руб. и коммерческий кредит до 6,2 млрд руб. Возможно наращивание текущей и просроченной кредиторской задолженности.
В целом наблюдаем все более выраженное отсутствие какого-то развития, стагнацию собственных доходов бюджета. Правительство просто плывет по течению. Негативная ситуация маскируется и сглаживается за счет различных ухищрений. Очевидно, что нет не то чтобы кардинального улучшения в развитии экономики региона, но отсутствуют и хотя бы сколько-то заметные сдвиги в положительном направлении. Идет наращивание госдолга и его «проедание». Однако зарплаты и премии за «успехи» выплачиваются, видимо, стабильно. На ближайшей сессии Верховного Совета видимо мы услышим полный доклад, насколько все стало лучше».