Школьники и студенты республики продолжают обучение с помощью дистанционных технологий. Из-за угрозы распространения COVID-19 режим самоизоляции в регионе продлен до 17 мая с возможной пролонгацией. Какие новшества используют преподаватели вузов в учебном процессе и насколько это эффективно, рассказала Ангелина Безрукова – кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков и методики преподавания.
«В связи с предупреждением и распространением коронавирусной инфекции уже около двух месяцев мы работаем со студентами в дистанционном формате. Понятно, что это вынужденные и временные меры, и обучение в такой форме не новость для преподавателей иностранного языка. Ведь в Интернете давно существуют различные курсы по изучению языков для всех желающих. И это замечательно! Я часто прохожу их для повышения квалификации по методике преподавания английского языка и получаю допуск к полезным материалам для их последующего использования в работе со своими воспитанниками. Но делаю это добровольно и в свободное от основной работы время.
Совсем другое дело, когда ты вынужден давать уроки дистанционно. В настоящее время образовательный портал вузов и платформа Moodle являются практически основным средством обучения студентов.
К сожалению, для обучения иностранному языку, главным требованием к которому является «уметь общаться на иностранном» данных платформ не достаточно. Для таких коммуникаций необходимы, прежде всего, наличие собеседника и определенные условия. Мне могут ответить, что для этого существуют платформы в виде: Skype, ZOOM, GOOGLE MEET и др., где можно общаться со студентами в реальном времени. Да, согласна. Именно этими платформами мы сейчас пользуемся, и проводим не только занятия, но и оперативные совещания. На образовательном портале студенты выполняют письменные задания, а в ZOOM – мы общаемся и обсуждаем разные темы. Например, на последнем из занятий мы разбирали проблемы образования в России и США. К сожалению, как я уже говорила, возникает много и технических проблем. В обычных условиях, я демонстрирую небольшие видео по теме. Сейчас прошу ребят посмотреть их дома. Но выполняют такие задания далеко не все студенты.
Для временного и вынужденного использования это реальный выход из ситуации. Но минусов также очень много. К примеру, как оказалось на практике, у половины студентов нет камер и мы не видим друг друга, у кого-то не работает микрофон, кто-то не может зайти в группу, я не могу включить некоторые функции (например, работу в парах) и т.д. Поэтому подготовка к такому занятию требует в два раза больше времени, чем к обычному. А когда что-то срывается из-за технических неполадок, чувствуешь досаду, разочарование и неудовлетворенность.
Преподаватели и студенты с нетерпением ждут живого общения. Если меня спросят, каково мое отношение к дистанционному образованию, я твёрдо отвечу – положительное, но только, как в качестве средства для выполнения самостоятельной работы студентов, а также подготовки к зачетам или экзаменам. Ведь, несмотря на все плюсы, дистанционное образование не может заменить традиционное: с лекциями и практическими занятиями.
Поэтому для большинства из нас, как оказалось, это непростое испытание. Одно дело, изучать технологии дистанционного обучения на курсах повышения квалификации и эпизодически использовать их, как вспомогательный элемент в образовательном процессе. И, совсем другое, когда дистанционные формы становятся основным способом обучения».
Материал подготовила Ирина Гусева