Школьники и студенты республики продолжают обучение с помощью дистанционных технологий. Такие меры приняты для сохранения их здоровья в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Какие новшества используют педагоги в учебном процессе и насколько это эффективно, рассказал профессор, доктор философских наук Марат Чистанов.
«Вот уже почти полтора месяца мы работаем в дистанционной форме. Поэтому уже сейчас можно сделать предварительные выводы. Понятно, что для всех – это вынужденная мера. Но для большинства из нас, как оказалось, еще и непростое испытание. Одно дело изучать технологии дистанционного обучения на курсах повышения квалификации и эпизодически использовать их, как вспомогательный элемент в образовательном процессе. И совсем другое, когда дистанционные формы становятся основным способом обучения.
Лично я прошу студентов выполнять практические задания от руки, сканировать или фотографировать на телефон и загружать на образовательный портал. Тут определенная тонкость в том, что информацию они, так или иначе, ищут в интернете или учебнике, но при простом копировании ее зачастую даже не читают, а когда пишут от руки, включается механическая память, то есть какие-то знания все равно останутся в голове. Я знаю, некоторые преподаватели используют платформу Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), но у нас на кафедре это как-то не прижилось, хотя в целом отзывы о возможностях системы только положительные. В любом случае, количество затрачиваемого преподавателем времени резко увеличилось. Если раньше педагог, отработав положенные аудиторные и консультационные часы, шел домой, то теперь он находится на работе фактически круглые сутки, ведь задания у студентов необходимо проверять, делать замечания, отправлять на переработку, опять проверять и часто несколько раз.
Еще один способ обучения – использование внешних образовательных платформ. Мы применяем рекомендованные Министерством науки и высшего образования платформу «Открытое образование» и платформу онлайн-обучения НИУ «Высшая школа экономики». Здесь ощущения двойственные: казалось бы, мы просто перекладываем свои функции по обучению и контролю на другого преподавателя, а сами ограничиваемся эпизодическими проверками, снижая свою нагрузку. Но и здесь не все так просто. Во-первых, невозможно проконтролировать самостоятельность такого обучения, потому что идентификация личности обучающегося практически невозможна. Во-вторых, программы обучения в вузах, предоставляющих такие платформы, и университетах, обратившихся к их услугам, далеко не всегда совпадают. Особенно заметно это на образовательных платформах ВШЭ и СПбГУ: у них курсы настолько «авторские», что зачастую наши студенты вообще ничего не понимают. В-третьих, и это, на мой взгляд, самое печальное: общее качество учебных курсов на общедоступных образовательных платформах довольно низкое, в них много фактических ошибок, оценочных суждений, выдаваемых за безусловное знание и т.д. Здесь все просто: даже в самых именитых вузах разработку дистанционных и интерактивных курсов поручают далеко не самым лучшим профессорам, у тех, как правило, есть чем заниматься. Делает это либо молодежь, которая более продвинута в техническом отношении, но не имеет достаточного преподавательского опыта, либо те преподаватели, у которых обычной учебной нагрузки не хватает и их нужно чем-то догрузить: в итоге они делают что-то для галочки. Как результат, содержательно курс оказывается далеко не соответствующим статусу вуза, в котором он разработан. В принципе, если портал используется, как дополнительный источник информации, в этом нет ничего страшного, но ведь в нынешних условиях – этот ресурс может стать основным каналом обучения.
Но если преподаватели еще каким-то образом были осведомлены о возможностях дистанционного образования, пусть даже фрагментарно, то для большинства студентов это испытание оказалось совершенно неожиданным. Можно ли сказать, что они все выдержали его с честью?
Конечно, сказать мы можем все, что угодно, особенно если нужно отрапортовать начальству. Лично я был приятно удивлен, потому что думал, что будет еще хуже. Тем не менее давайте проанализируем имеющиеся у нас на сегодняшний день результаты. Удивительно, но факт: около 15 процентов обучающихся не только не потеряли в качестве образования, но даже стали учиться лучше. Они выполняют задания точно и в срок, с удовольствием ищут необходимую информацию, пытаются анализировать и критически оценивать материалы из разных источников, высказывают собственные нестандартные суждения. Это, по всей видимости, классические интроверты, для которых окружающие студенты и преподаватели скорее помеха. Такие молодые люди умеют и любят учиться сами. Многие из них и раньше занимались самообразованием, поэтому данная форма для них очень удобна, не надо подстраиваться под других людей, можно самому планировать свой распорядок дня и т.д. Но вы помните, что таких среди нас всего около 15 процентов.
Порядка 25-30 процентов обучающихся – это те, кто в принципе не способен к дистанционному обучению. Для них это настоящая катастрофа. Иногда они просто пропадают, не выходят на связь, не отвечают на письма и телефонные звонки. Такие студенты просто физически не могут организовать себя, когда их никто не заставляет, приходится что-то делать одному, самостоятельно. Если под наблюдением родителей, угрозами и увещеваниями деканата или куратора такой воспитанник все-таки выполняет задание, то здесь мы встречаем набор случайных фраз из учебника или из интернета, которые были им вставлены, чтобы мы, наконец, от него отстали. В голове у такого обучающегося в результате не остается ничего. Удивительно, но в попытке облегчить себе жизнь такой студент может даже потратить достаточно много сил, проявить изобретательность и смекалку, проблема только в том, что все эти усилия с обучением никак не связаны. А вы, кстати, знаете, что существует достаточно много компьютерных шрифтов, которые имитируют рукописный текст? И даже по определенному алгоритму меняют интервалы и наклон текста, чтобы казалось, что буквы не совсем похожи друг на друга? Я вот теперь знаю. Очевидно, что студент, который изучил и применяет такие методы – человек далеко не ленивый. Просто учиться в такой форме он не хочет, точнее не может. А вот в аудитории, в процессе взаимодействия с другими людьми, у него, наверное, это бы получилось.
Оставшиеся 55-60 процентов студентов – наш основной контингент. Именно на них у преподавателя уходит большая часть времени, они честно пытаются выполнить задания, но поскольку привычки самостоятельного обучения еще не сформированы, для них это большой стресс. Очень злую шутку здесь играет практика ЕГЭ. Многие студенты считают, что правильный ответ – обязательно какая-то фраза из нужного учебника и вместо того, чтобы отвечать так, как они думают (а иногда они даже думают правильно), пытаются методом перебора найти ту цитату, которая (как они считают) нужна педагогу. Поэтому работы приходится проверять по несколько раз, писать замечания, советовать источники и т.д. Но в итоге работы становятся все лучше, правда на это приходится тратить гораздо больше времени, чем в аудитории.
Плохо ли, хорошо ли, но технологии дистанционного обучения большинством преподавателей и студентов на сегодняшний день освоены. Впереди зачеты и экзамены и они наверняка тоже будут приниматься в дистанционной форме. Это очередной вызов, технологии промежуточной и итоговой аттестации пока еще находятся на стадии освоения, но я думаю, что с этим мы тоже справимся. Дело тут не в эйфории от успехов, успехи то как раз довольно скромные. На сегодняшний день у нас просто нет другого выхода.
Пройдет время, и студенты вернутся в аудитории. Что-то из технологий дистанционного обучения останется в нашей практике еще надолго, от чего-то, возможно, придется отказаться. В любом случае, в процессе цифровизации образования, освоения дистанционных обучающих технологий за этот месяц произошел гигантский скачок, сопоставимый по своим масштабам с теми изменениями, которые случились в этой сфере за предыдущие десять лет. А вот позитивными или негативными будут его последствия, покажет время».
Материал подготовила Ирина Гусева
Всё верно. Хорошо взрослым, студенты в основном ответственные. А детям, школьникам – очень тяжело.
Очень странно слышать от педагога – профессора, что “ведь задания у студентов необходимо проверять, делать замечания, отправлять на переработку, опять проверять и часто несколько раз.” Уважаемый, так это и без дистанционных технологий надо было делать всегда! Хотя, на преподавание философии возможно это не распространяется.
Уважаемая Фаина, речь в данном случае шла о том, что все исправления преподаватель может сделать в процессе аудиторного занятия и потом к этому уже не возвращаться. А Вы что имели в виду?
итак качество никакое у вуза было, теперь вообще ноль))
Большинство платников, а они и в реале учатся абы как. Такие вот специалисты выходят. Если честно, то и в былые времена лишь 15, от силы 20% усваивали вузовскую программу, остальные – не пришей кобыле хвост, а многие так и не работали по специальности.