Министр природных ресурсов и экологии Хакасии С. Арехов, равно как и его зам В. Дадынская, судя по всему, не имеют ни малейшего понятия, чем именно должно заниматься их министерство, и не знают о своих полномочиях (или говорят, что не знают).
Именно такой вывод просто-таки напрашивается после экстренного заседания Общественного совета при министерстве природы и экологии РХ, которое состоялось 20 февраля. Мы беседовали в редакции с экологом Алексеем Вернигоровым, который прояснил некоторые моменты в действиях (а точнее – бездействии) Минприроды и его зама. Стоит напомнить, что ни у самого министра, ни у его зама нет образования хоть сколько-нибудь приближённого к лесу или к лесной промышленности.
Понимания процессов, по всей видимости, тоже нет. Иначе чем объяснить увольнения (сокращения?) трёх специалистов-лесопатологов и полную ликвидацию таким образом всего штата по этой специальности? Заявление г-на Арехова на заседании Общественного совета больше похоже на оправдание своих кадровых ошибок. Он сказал, что их никто не сокращал, просто на это поступил приказ Рослесхоза, в котором говорится: выдаваемые лесопатологам командировочные деньги для поездки на участки лесного фонда и его обследования на предмет болезней или ветровалов отныне считаются нецелевым использованием средств.
Подтверждением этого предположения может служить никак не прокомментированный г-ном Ареховым факт того, что в данный момент ведётся поиск кандидата (из Красноярска!) на должность лесопатолога. Смысл такой смены? Тем более что на момент объявления ЧС в связи с прошедшим в октябре 2019 года ветровалом якобы было невозможно приступить к ликвидации его последствий из-за отсутствия лесопатологов и невозможности проведения обследований лесов. Как-то не прослеживается связь между этими заявлениями. Алексей Вернигоров нам пояснил, что в таких случаях (при объявлении ЧС), всё многократно упрощается, и списывать свой прямой запрет на устранение последствий ветровала на отсутствие возможности проведения исследования из-за уволенных (сокращённых?) самим же министром лесопатологов – это, как минимум, лукавство.
Если на тот момент к устранению последствий ветровала можно было привлечь частников, то сейчас это не получится, так как посиневшая древесина никому не нужна. Силами же автономных учреждений лесохозяйства, коих в Хакасии сейчас 13 (а действующих всего 3), провести такую огромную работу просто не получится. Благодаря политике, проводимой г-ном Ареховым, 10 из них фактически находятся в состоянии, аналогичном банкротству – долг в 150 млн, заблокированные счета и отсутствие специалистов. При поступлении денег на их счета будет лишь погашен долг, а к работе приступить будет некому, да и нечем.
Но и это не всё. На этом заседании Общественного совета при министерстве природы и экологии РХ, как оказалось, не было ни одного специалиста, имеющего хотя бы отдалённое представление о том, что делать с последствиями ветровала, непонятными кадровыми рокировками Арехова, разбрасывающегося ценными специалистами, а также что делать с возможностью возникновения пожаров, вероятность которых очень высока. Остаётся только догадываться о том, чего хотел добиться министр Арехов, который на встречу, посвящённую проблемам предстоящих лесных пожаров, не приглашает начальника авиалесоохраны. Насколько сейчас известно, договора нет ни на обследование (облёт территорий) лесов Хакасии, ни (что самое страшное) на тушение возникшего пожара – торги ещё только предстоят.
Есть и ещё одна очень значительная нестыковка: почему функции Министерства природных ресурсов и экологии пытаются выполнять полные непрофессионалы в данной области, собирая какие-то невнятные “советы”, “комиссии”, круглые столы” и прочие “рабочие группы”? Алексей Вернигоров привёл по этому поводу очень удачное сравнение – заменить работу Минфина РХ (полностью упразднив данное министерство) такими же комиссиями, пригласив для участия в них сантехников, например, чтобы именно они, а не Минфин, решали такие задачи, как принятие бюджета и т.д., – результат будет такой же, как сейчас у Минприроды.
А пока к этому моменту мы имеем лишь головную боль. Минприроды состоит из непрофессионалов, полномочия свои пытается перекладывать на невнятные “рабочие группы” и “комиссии”. Проблемы с долгами своих автономных учреждений не решает, полностью перекрыв им к тому же любую возможность получать собственные доходы. Ведь ранее они получали прибыль не только от рубки леса, но и от продажи саженцев и семян даже за рубеж, получая валюту. В проблему с ветровалом и уничтожением древесины не могут даже вникнуть, из-за того что поспешили сократить штат лесопатологов. С тем, кто реально может помочь с пожарами – авиалесоохраной, – не контактируют, не потрудившись пригласить начальника отряда для обсуждения ситуации.
Вывод из этого напрашивается очень печальный: даже если начать действовать прямо сейчас, то вполне возможно, что время уже безнадёжно упущено. Каким образом сейчас вывозить заваленный снегом лес, да ещё и не имея на это разрешения – непонятно. Действовать АУ сейчас тоже не могут – нет ни денег, ни людей, ни техники. Когда текущий губернатор разглагольствовал о том, что “сформирует правительство народного доверия”, то именно так ему и следовало поступать, набирая профессионалов с незапятнанной репутацией. В данный же момент, действия непрофессионалов, которых он назначал как попало, привели республику на грань катастрофы.
Борис Игнатенко
Короводу уже никакого народного доверия не может быть, ему важней на саночках кататься и фото постить в истаграм
у коровода похоже есть еще и тайное амплуа-короед