Федеральный законодатель в пылу нормотворчества поставил под угрозу дееспособность всех региональных парламентов в стране, в том числе – Верховного Совета Хакасии. Стремясь поставить законодательные барьеры потенциальной коррупции среди депутатов субъектовых ЗС, Госдума и Совет Федерации ввели в антикоррупционное законодательство ограничения, перед которыми до 80% всех региональных депутатов могут сложить свои мандаты.
В середине декабря прошлого года был принят ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции”. Один из его пунктов гласит:
“3.3. Депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, если федеральными законами не установлено иное, не вправе участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:
1) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;
2) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с предварительным уведомлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) представление на безвозмездной основе интересов субъекта Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является субъект Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок осуществления от имени субъекта Российской Федерации полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в собственности субъекта Российской Федерации акциями (долями участия в уставном капитале);
4) иные случаи, предусмотренные федеральными законами.”
Новеллы антикоррупционного законодательства многих юристов озадачили, да и правоприменительной практики пока нет. Но наличие самой по себе нормы серьезным образом уже озадачили кадровые службы региональных властей, как исполнительных, так и законодательных. И это при все том, что ежегодно в стране проводится декларационная кампания, в ходе которой чиновники и депутаты всех уровней представляют сведения о доходах, расходах, имуществе, в том числе членов семьи. Новые ограничения сводят на нет все прошлые усилия в “борьбе с коррупцией”.
Что до Верховного Совета Хакасии, то в его составе из пятидесяти депутатов большинство являются руководителями коммерческих организаций – предприятий различных форм собственности, участвуют в их управлении на возмездной основе:
- Абрафиков Р.В.
- Аплошкин А.Г.
- Вагнер В.А.
- Дреев М.А.
- Ермалюк В.В.
- Идимечев В.М.
- Казанцева Н.В.
- Кожевникова Г.М.
- Кяри В.А.
- Масалов А.А.
- Назаренко Г.Н.
- Пономаренко И.Н.
- Санников В.Н.
- Семенов А.Г.
- Сличный А.Л.
- Тиханович А.Л.
- Тутатчиков В.М.
- Хаврон Я.Г.
- Челтыгмашев Е.П.
- Шаповаленко Г.Н.
- Ширковец О.В.
Итого – 21 депутат Верховного Совета Хакасии потенциально попадает под действие поправок в законодательство о противодействии коррупции. При этом под вопросом сам председатель парламента Владимир Штыгашев, который за вознаграждение в несколько миллионов рублей в год руководит Верховным Советом как некоммерческой организацией, несмотря на особый статус законодательного (представительного) органа государственной власти.
Учитывая, что посещаемость сессий остается стабильно на уровне 45-48 депутатов, то актуальным становится вопрос о наличии кворума. И второй вопрос: кто заменит тех депутатов, которые попали в зону риска.
Законодатели ждут официальных разъяснений со стороны экспертного сообщества. в том числе – государственных институтов: Правового управления Президента РФ; Государственной Думы; Прокуратуры; Верховного Суда РФ; Министерства юстиции; общественников. Чем больше – тем лучше.
Дмитрий Буреев