У каждого из нас есть домашние любимцы: кошки, собаки, черепахи, хомячки, попугайчики и даже золотые рыбки. Этот список можно ещё продолжить, добавляя в него и экзотическую живность. Кроме того, исследователи доказали, что четвероногие друзья благоприятно влияют на наше настроение.
Мы спросили учёных Хакасии, как они относятся к традиции заводить домашних питомцев.
Наталья Ахпашева (поэт, журналист, учёный):
– К традиции заводить домашних питомцев отношусь отрицательно. Считаю, что надо ждать, когда он сам заведётся. И, если уж дверь открыли, а там животное сидит и смотрит на вас печальными глазами, то делать нечего, приглашайте его в дом. У меня так и получилось. Даже попугай, давно это было, помер уже, так он сам на балкон залетел, так и остался. И собаку мою мне, можно сказать, добрый, но безответственный хозяин подбросил. Она у меня уже заслуженная дама. Питается в основном здоровой собачьей пищей, а на «сверхосыточку» всегда получает какие-нибудь вкусняшки. К примеру, кусочек сыра или сухарик, намазанный печёночным паштетом.
Татьяна Усикова (доцент кафедры ветеринарной медицины сельскохозяйственного института ХГУ):
– У нас всегда была живность в доме. Я больше люблю собак, сыновья – кошек. Животные поднимают настроение, делают людей добрее, помогают снимать стресс и раздражение. Раньше у нас жил сенбернар Боня – полноправный член семьи, добрейший, никогда не лаял попусту, но если рявкнет, то очень страшно. Однажды к нам в дом залезли воры, приходим – двери нараспашку, стоит брошенная у дверей микроволновка и Боня виляет хвостом! Сейчас у нас живет кошка Ася и попугаи – корелла Корней и волнистый Филипп. Они дружат между собой, и нам веселее. Мы наблюдаем за их жизнью, обсуждаем проблемы, стараемся побаловать чем-то вкусненьким. Ася – взрослая, первая красавица в округе, все коты «женихаться» к нам приходят, дерутся, а она наблюдает снисходительно за окном. Попугаев учим разговаривать, свистеть и включаем видео с записями. На Новый год купили Асе игрушечную мышку на веревочке, а попугаев хотим порадовать сладкими гостинцами и качелей.
Ирина Пекарская (доктор филологических наук, профессор):
– В нашей семье живут две трёхцветные кошечки, индивидуально неповторимы как внешне, так и «характерно». Одна с тёмно-рыжей спинкой и ярким трёхцветным брюшком: бело-жёлто-коричневым, другая – с белым брюшком и трёхцветной пушистой спинкой: чёрно-бело-коричневой. Первая – горделивая дворянского характера (но не происхождения) Боня, вторая – простая и наивная крестьянка Аня. Обе – дворового происхождения. Боня была принесена дочерью еще в «домесячном» возрасте – даже поили молоком из пипетки; спала между нашими с дочерью подушками: до засыпания жалобно мяукала, а когда засыпала – валилась ничком и, пригревшись, спала до утра. Часто болела, так как сильным иммунитету не с чего было быть. В ветеринарной клинике делали ей УЗИ желудка и почек. Поэтому после молока основной (и единственно до сих пор предпочитаемой) и в будни, и в праздники стала варёная куриная грудка. Так сказать – диета! Боне сейчас уже 6 лет. Аня была принесена мной в дом, когда Боне было 2 года. Возвращалась я с работы летом «через рынок». Проходя мимо коробок и клеток с собачками и кошечками, глянула в одну из них. Во всех (да и в выбранной моим взглядом) «конурках» живность спала или дремала, разморённая солнышком, и уже утомлённая людским «безвниманием» и обречённостью. Сидел и смотрел на проходящих лишь один котёнок – моя будущая Аня. И я мельком глянула на неё: голубые глаза, полные слёз… Пройти не смогла: «Сколько стоит кошечка?» – спросила я у женщины, стоящей рядом с лотком. «Берите в добрые руки, – ответила она. – Не смотрите, что пятна на шёрстке не яркие, она счастливая – трёхцветная. А у мамы её трёхцветный узор яркий. И эта красивая будет».
Взяла этот крошечный комочек, принесла домой, чем просто разъярила Боню, любившую меня и слушающуюся только хозяйку. Характер у неё своевольный, дерзкий: в руки кроме хозяйки больше никому не давалась. Теперь даёт гладить себя только внукам. И то не всегда. Боня не приняла Аню. Била её лапой, норовила укусить или обидеть как-то ещё. Тогда я встала на защиту. Боня стала выражать агрессию и в мою сторону: не хотела общаться (уходила в другую комнату), гневно «мурлыкала» на меня – предательницу.
Но шло время… Которое лечит и заставляет взрослеть и мудреть (или приспосабливаться к ситуации и смиряться с ней) не только людей, но и животных. Теперь мои «девочки» настоящие подруги. Резвятся по утрам, играя в догонялки и бегая через ещё спящую в четыре утра меня, время от времени, камнем падая со спинки дивана. Теперь Боня меньше Ани. Она миниатюрная внешне и натурно-тонкая изнутри. Аня – скромная и добродушная толстушка, к которой задирается Боня, но побороть не может. Когда же чувствует, что никаких сил не хватит, чтобы выбраться из-под подруги, может выхватить ей кусок шерсти с «мяском» из левой щёчки. Но, последняя не обижается, залижет ранку и опять друзья. А в силу того, что Боня ест лишь куриное мясо и пьёт молоко – Аня обречена на ту же диету. И в будни. И в праздники. Девочек своих я очень люблю, а живущая теперь со мной маленькая внучка Яся – не даёт им спуску. Тут и Боня отступает и даже подчиняется.
Ольга Чудинова (кандидат биологических наук, заведующий кафедрой общепрофессиональных дисциплин медико-психолого-социального института):
– Я очень люблю кошек. Думаю, что уход за домашними животными воспитывает и развивает в ребенке ответственность, чуткость и отзывчивость.
Из ответов ученых республики можно сделать главный вывод: наши «домашние друзья» – разные. Но все они дарят нам неиссякаемую любовь, преданность, ласку и внимание!
Проводила опрос Ирина Гусева