В этом году исполнилось 60 лет движению студенческих стройотрядов в Российской Федерации. В конце октября в Москве состоялся Всероссийский слёт, посвящённый этой юбилейной дате, который завершился грандиозным шоу в Кремлёвском дворце. Приглашение на это масштабное и значимое событие получил и один из бойцов, а затем и командиров студенческих стройотрядов в Хакасии, ныне директор инженерно-технологического института ХГУ Александр Валинецкий.
– Александр Викторович, расскажите о своей истории, связанной со стройотрядами. С чего всё начиналось?
– Первые студенческие строительные отряды в СССР появились ещё в 1959 году. Одной из основных целей их создания – трудовая адаптация молодежи. Иначе говоря, молодые люди, прежде чем занять рабочие места, должны были поработать «в поле» – на производстве. Для студентов работа в стройотрядах была важнейшим этапом профессионального становления. Такая форма подготовки специалистов существовала до 1991 года. Всё это время формировалась культура строительных отрядов, их богатые традиции. Лично мне посчастливилось побывать в четырех ССО.
Так, в 1977 году, будучи бойцами студенческого стройотряда, мы отправились в посёлок Подтёсово, расположенный в Красноярском крае. Нашей бригаде доверили достаточно серьезный объект – это строительство гаража 66 метров в длину и 12 в ширину, который мы построили за 2,5 месяца. Причем начинали мы составом в 15 бойцов, а когда завершали объект, нас оставалось уже 7-8 человек: кто-то заболел, травмировался, уехал по семейным обстоятельствам и др.
На строительных объектах мы получали практический опыт и приобретали навыки будущей профессии. Я, к примеру, был плотником-бетонщиком. Мы выставляли опалубку, арматуру, замешивали и заливали бетон, монтировали фермы, делали кровлю. А другая бригада в это время занималась возведением двухэтажной кирпичной школы.
Мы получили серьёзную для того времени заработную плату. К примеру, если заработная плата молодого специалиста (инженера) сразу после окончания института варьировалась около 120 рублей в месяц, то мы за лето заработали по 1100 рублей. И это «чистыми» деньгами, за вычетом оплаты проезда и питания.
А через год, в 1978 году – мы отправились в Туруханск – место последней ссылки Иосифа Сталина. Наша бригада занималась строительством подземной теплотрассы. Это жизненно необходимый для Туруханска объект, который обязательно нужно было сдать до зимы. И мы, несмотря на такую проблему, как линзы вечной мерзлоты, которые приходилось проходить, разбивая ломами, с ними справились. Тогда я получил за лето уже 2200 рублей.
В стройотрядах студенты очень хорошо зарабатывали. И для тех, кого родители не могли обеспечивать, эта была возможность заработать себе на год относительно безбедное существование. А с учетом ещё и стипендии в 40 рублей в месяц мы становились просто богачами! Хотелось бы отметить, что государство всячески поддерживало и стимулировало стройотрядовское движение. Если говорить о заработной плате, то мы были освобождены от подоходного налога, а это довольно ощутимая часть зарплаты.
В 1986 и 1987 гг. мы трудились в ССО Абакана. У нас был стройотрядовский городок, в районе, где сейчас находится Республиканский психоневрологический диспансер. Там стояли с десяток бытовых вагончиков со столовой, хозяйственными постройками и даже клубом. Два лета мы туда выезжали и строили объекты, расположенные в республиканской столице. Одним из них был 187 квартирный жилой дом по ул. Некрасова, 26, а другим – студенческое общежитие ХТИ – филиала СФУ, расположенное по ул. Комарова.
На первом объекте мы занимались отделочными и столярными работами – полностью выполнили его черновую отделку. А на втором – черновую и чистовую: штукатурили, шпаклевали, красили, стелили линолеум и т.д. Объект сдали «под ключ». За работу по отделке жилого дома абаканский горисполком выделил на наш институт четыре 4-комнатные квартиры. В одной из них я до сих пор проживаю.
В этих отрядах я уже был в роли командира, а Олег Хегай, доцент кафедры городского строительства и хозяйства – мастером. Причём мастер организовывал производственную деятельность в ССО, комиссар отвечал в основном за досуг, а командир за всё, в том числе быт, питание, проживание и т.д.
– Почему работу в стройотрядах было принято называть трудовым семестром?
– Потому, что с одной стороны мы работали и зарабатывали, а с другой – получали профессиональные знания. Трудовой семестр – время, когда люди находятся в студенческом коллективе, заняты работой, а не праздным каникулярным отдыхом. Во время коллективного труда ребята быстро развиваются. Звеньевые и бригадиры получают первые управленческие навыки, по факту готовясь к будущей профессии. Происходит логичный и органичный рост специалиста с самых низов. Уже на этом этапе становится понятно, обладает ли человек управленческими качествами или нет.
Поэтому работа в стройотряде и называлась трудовым семестром и засчитывалась нам как практика. Получается, что зимой, осенью и весной мы – студенты, а летом (с середины июня до конца августа) находились на объектах. А те, кто не работал в стройотрядах, шли на предприятия и проходили практику в городе.
– Чем были привлекательны строительные отряды?
– Во-первых, возможностью заработать. Для многих это было более чем актуально. Финансовая составляющая играла важную роль. Во-вторых, не стоит забывать, что менталитет людей, которые жили и работали при социализме, отличался от того, который присутствует у молодого поколения. Поэтому серьезную роль играло такое понятие, как патриотизм. Здесь можно вспомнить грандиозные комсомольские стройки, которые находились в тесной связи со стройотрядами. Среди них – Саяно-Шушенская ГЭС, Байкало-Амурская магистраль и др. Их было очень много. Атомная промышленность также строилась в плотном сотрудничестве с всесоюзным штабом студенческих стройотрядов. В-третьих, это хорошая возможность посмотреть новые места. К примеру, проехать через всю страну на Дальний Восток. Также отряды в Хакасии могли быть сформированы из студентов Москвы, Молдавии и т.д. Кто-то уезжал и в западные области, поработать на сборе урожая. Ну, и в-четвёртых, это приобретение профессиональных навыков по рабочим специальностям в выбранной тобой профессии. Можете себе представить полковника или генерала, которые никогда на ползали по-пластунски и не стреляли? К примеру, я по специальности инженер-строитель. И как говорится теория – это одно, а практика – совершенно другое. Ведь когда человек, за время обучения в институте, хотя бы в течение нескольких месяцев поработает на строительной площадке, он многому научится, в том числе правильно коммуницировать и выстраивать отношения в коллективе. Поэтому студенческие стройотряды – это однозначно нужное, полезное и перспективное движение для молодёжи.
– В чём, по вашему мнению, главное предназначение ССО?
– На одном из партийных или комсомольских форумов кем-то было сказано: «ССО – такая форма выявления и мобилизация энергии студенчества, его активности, которая полностью отвечает и потребностям нашего времени, и запросам самой молодёжи». Действительно, люди в стройотрядах – не просто работали. Мы трудились по 12 часов в день, но все равно находили время и на отдых: организовывали досуг, проводили совместные творческие встречи с местным населением, играли с ребятами в футбол и т.д. Комиссар ССО проводил открытые лекции. Студенты носили красивые зелёные куртки, с массой значков, на спинах эмблемы, все в шевронах. Думаю, что многие из местных ребят, познакомившись с нами, заражались студенческой романтикой. Поэтому можно сказать, что осуществлялась и профориентационная работа.
– А девушек было много в стройотрядах? Какую работу они выполняли?
– Смотря в каком ССО. К примеру, туда, куда я ездил в первые два раза, были практически одни юноши, а девушки приезжали с нами только в качестве поваров.
А когда я был командиром, то ситуация оказалась противоположной. У меня в стройотряде числилось около 100 девушек и только 4-5 парней. Одна из причин это то, что тогда сразу из института юношей забирали в армию, так как у нас не было военной кафедры. Девушки выполняли отделочные работы: красили, белили, штукатурили. У меня в отряде были очень способные и трудолюбивые студентки.
Помню, как однажды мы приняли участие в конкурсе штукатуров, на который собрались представители ССО со всей Хакасии. Звеньям из двух человек давали определенный фронт работ и два дня на сдачу объекта. Наши девушки тогда выполнили примерно по 3 нормы и заняли весь пьедестал почёта.
– Вы побывали на юбилейном слете в Кремлёвском дворце, что вас больше всего впечатлило?
– Всероссийский слёт студенческих отрядов в Москве вызвал у меня взрыв эмоций. Возможность стать участником этих событий среди 6000 стройотрядовцев разных лет из разных регионов страны на некоторое время создали у меня иллюзию возвращения в то насыщенное событиями, счастливое время. Поэтому впечатления были невероятными. Ностальгия, молодость, студенты, речёвки… Вдруг перед глазами пронеслась молодость и те былые времена, когда мы были полны энергии, сил и энтузиазма. Окунуться в воспоминания – это, конечно, дорогого стоит.
Что касается самого форума в Кремлёвском дворце, то он был очень необычным и динамичным. Организован в современном формате. Его модератором являлся один из известных российских телеведущих Дмитрий Губерниев. Он очень хорошо держал зал. Выступления гостей чередовались с награждением и концертными номерами. Было много известных личностей. С приветственным словом выступал, к примеру, ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий, который в свое время был одним из бойцов первых стройотрядов. Для гостей пели такие звезды как: Стас Михайлов, Владимир Пресняков, Тамара Гвердцители, Леонид Агутин, Юлия Савичева, «Отпетые мошенники», «Бандерас» и другие. Я был просто в восторге.
– Как вы считаете, можно говорить о возрождении студенческих отрядов? Наберёт ли это движение былую популярность?
– Возрождение движения уже произошло. Что же касается популярности, то здесь ситуация следующая. Так как люди студенческого возраста еще достаточно молоды, без кураторства и поддержки этого движения «сверху» оно не сможет стать массовым, как это было раньше. На студенческих «дрожжах», студенческом энтузиазме уехать можно, но не слишком далеко. Поэтому я абсолютно убежден, что оно должно иметь государственную поддержку.
ССО – правильное и нужное для молодёжи движение. Это, в том числе, и своего рода школа жизни, в чём-то сопоставимая с армией. И не случайно в некоторые стройотряды был серьёзный конкурс и строгий отбор. Не могу не вспомнить одну мою хорошую знакомую, шестикратного комиссара легендарного стройотряда из Красноярского политехнического института «Чайка» – Галину Борисенко. Будучи ещё студенткой, она за работу в строительных отрядах получила Государственную награду – медаль «За трудовую доблесть». Желаю достичь такого высокого признания и современным студентам.
– Александр Викторович, спасибо вам за интересный разговор!
Беседу вела Ирина Гусева
Замечательно! Мои поздравления всем стройотрядовцам! Отработал три лета в ССО на БАМе, так как учился в ИРИИЖТ. Незабываемое время, трудное, но счастливое. Комары, жара, пот ручьем, а вечером – баня, и песни у костра. А еще раз в неделю наша агитбригада выступала в соседних деревушках и на других строящихся станциях. Зарабатывали просто бешеные деньги. Одевался сам и двум сестрам помогал, которые учились в Абакане. А маме оплатил дорогу в Геленджик и обратно. Она ездила туда по путевке.
Дааа, хорошее было время. В нашем АГПИ был студ.отряд “Горизонт” – ин.язовцы. Ездили проводниками на Москву. Классно было и Москву посмотреть бесплатно, и денег подзаработать. За полтора месяца летних рублей 150 выходило. Это были большие деньги для студентов начала 70х годов. И форма у нас была стройотрядовская.