Текстовый вариант видеоинтервью. Хакасскому научно-исследовательскому институту языка, литературы и истории исполняется 75 лет. Директор Валентина Николаевна Тугужекова в студии Пульса Хакасии рассказала о том, что институт значит для республики, чем он занимается и какие планы на будущее.
Мяхар: Пульс Хакасии – это площадка, открытая для политики, экономики, культуры и науки. В сентябре ХакНИИЯЛИ исполнится 75 лет, и сегодня у нас в гостях директор института Валентина Николаевна Тугужекова – профессор, доктор исторических наук, Заслуженный деятель науки РХ. Скажите, что значит для Республики Хакасия ХакНИИЯЛИ?
Тугужекова: Еще шла Великая Отечественная война, а Правительство, тогда еще Советского Союза РФ, думало о будущем науки. 31 июля 1944 года Совет Народных комиссаров принимает решение о создании в Хакасской автономной области Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Следующим шагом стало решение министерства, тогда Наркомпроса РСФСР, о создании нашего института и в октябре 1944 года Хакасский исполком принимает окончательное решение о создании института, который бы занимался гуманитарными исследованиями, прежде всего, нашего региона. Были сформированы три основных сектора: хакасского языка, истории, литературы и фольклора (устное народное творчество). На протяжении 75 лет мы остаемся на тех позициях, которые были заложены еще в 1944 году, но конечно время вносит свои коррективы и изменения. В 70-е годы, когда шел процесс формирования Саянского кредитно-потребительского кооператива, возникла необходимость в создании сектора экономики и социологии. И с этого времени появился отдел, который проводит социологические исследования, занимается изучением экономического состояния, а также аграрного и промышленного сектора. Кроме того, в последние годы возникла потребность в отделении археологов от сектора истории. Почти десять лет Юрий Николаевич Есин занимает должность заведующего сектором археологии.
Также еще в 90-е годы мы отделили сектор фольклора от литературы. Кроме того, в это время одна из ключевых проблем общества была связана с увеличением смертности и суицида среди коренного населения республики, особенно среди школьников и молодежи, и поэтому в институте появилась лаборатория этнопсихологии.
Мяхар: Валентина Николаевна, ХакНИИЯЛИ является отдельной организацией или входит в состав ХГУ?
Тугужекова: Нет, мы сами по себе. В 1995 году, когда создавался университет, возникла необходимость в его структуре академической науки. В связи с этим в составе ХГУ наш институт находился в течение трех лет. Тогда директором института был Яков Иванович Сунчугашев. Но в 1998 году, когда я пришла, мы решили вернуться в старый статус ХакНИИЯЛИ, который существовал с 1944 года. Так, с 1998 года мы являемся самостоятельной структурой. Первоначально подчинялись Правительству субъекта, но уже на протяжении десяти лет входим в состав Министерства образования и науки РХ.
Мяхар: То, что вы находитесь в отдельном статусе, позволяет вашим воспитанникам защищать кандидатские и докторские диссертации?
Тугужекова: Профессура, которая работает в нашем институте, кандидаты наук – все мы сотрудничаем с Хакасским госуниверситетом. У нас есть соглашение между ХГУ и рядом институтов. Я работаю на кафедре истории России, а также многие наши научные сотрудники трудятся в других институтах. У нас тесная связь с университетом. Через кафедру истории России и аспирантуру вуза есть возможность заниматься подготовкой кадров.
Мяхар: Вы сказали интересную вещь, что институт подчинен государственной власти субъекта. Провокационный вопрос.Чем в институте занимается экс-министр образования Хакасии Галина Салата и бывший заместитель главы республики Ирина Смолина?
Тугужекова: Я хочу сказать, что Галина Александровна Салата изначально никогда не работала в нашем институте и не знаю, откуда такая информация появилось в СМИ. Что касается Ирины Геннадьевны Смолиной, то она уже практически год работает старшим научным сотрудником в секторе экономики и социологии.
Мяхар: Вы можете подтвердить или опровергнуть информацию, что эти две персоны под патронажем ХакНИИЯЛИ занимаются созданием большой энциклопедии, посвященной избирательной системе РХ?
Тугужекова: Ирина Геннадьевна – кандидат юридических наук и, действительно, идея такая возникла. Когда она работала председателем избирательной комиссии, велась активная работа по публицистике, выходу работ, сборников, посвященных избирательной системе. Сейчас она продолжает работать в этом направлении. Уже сформировала авторский коллектив из числа юристов, прежде всего, Хакасского госуниверситета, а также тех, кто хотел бы в дальнейшем работать над словарем по избирательной комиссии РХ. Его планируется издать на двух языках: русском и хакасском. Перевод на хакасский язык планируют сделать в секторе хакасского языка, который будет оказывать помощь и в дальнейшем при переводе на хакасский. Я думаю, что энциклопедия будет полезна тем, кто занимается данной проблематикой. Ирина Смолина защитила кандидатскую диссертацию, посвященную молодежи, избирательному праву и тем процессам, которые происходят во время выборов по работе с избирателями. Если говорить в целом об избирательной системе, то у нас нет, по крайней мере, по истории точно ни одной диссертации. Может быть, только по праву, и то по другим субъектам. Это большое поле деятельности для тех, кто профессионально занимается изучением избирательного процесса.
Мяхар: Вы давно находитесь в статусе руководителя института. Как, на ваш взгляд, изменилась наука, какие специальности более востребованы, стали ли люди больше защищаться и идти в эту сферу?
Тугужекова: В конце 90-х – начале 2000-х годов был большой интерес к гуманитарным дисциплинам, а также огромный приток молодежи, прежде всего историков в аспирантуру, которая открылась при ХГУ в 1995 году. Тогда у меня было 80-90 процентов аспирантов, которые учились и выходили на защиту. Но с 2007-2010 гг. интерес к науке ослаб и сейчас мало кто занимается научно-исследовательской деятельностью, особенно гуманитарной.
Мяхар: Помню, я тоже чуть не стал вашим аспирантом. Мой научный руководитель Степан Павлович Ултургашев умер, и я не стал защищаться. Честно скажу, у меня была мысль вернуться к подготовке диссертации, но когда я посмотрел, как изменились требования и сколько нужно написать статей, публикаций, а также провести работы в тех же архивах, решил, что мне это не нужно. Может, именно это пугает молодежь?
Тугужекова: Я считаю, прежде всего, защита кандидатской и докторской диссертаций, требует больших материальных затрат. К примеру, для защиты кандидатской – необходимы три статьи в журналах, входящих в перечень ВАК. Если же вы хотите опубликоваться в ведущих журналах, которые входят в перечень высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ, вы можете год-полтора стоять в очереди. А для того, чтобы вашу статью опубликовали, как можно быстрее, нужно вкладывать дополнительные средства. Это так называемые «коммерческие рельсы», которые проникли в систему науки и академические журналы. И в этом отношении есть определенные сложности. Что касается докторских диссертаций, то здесь еще труднее. К примеру, в 2017 году у меня защитилась Елена Мамышева. В 1999 она защитила кандидатскую и только два года назад докторскую. Для этого ей требовалось опубликовать пятнадцать статей в журналах, входящих в перечень ВАК. Стоимость одной такой статьи варьируется от 10 до 12 тысяч. Вы сами понимаете, чтобы публиковать по одной статье в год, потребуется как минимум 15 лет, если, конечно соблюдать очередь. А если вам это нужно сделать в течение пяти лет, то сами понимаете, какие это будут затраты. Раньше были другие требования. К примеру, когда я защищалась в 1993 году, было минимальное количество статей и всего одна монография. Сейчас помимо этих публикаций необходимо, как правило, еще две монографии. А с 2020 года требования к докторским диссертациям еще более усложнятся, и уже как минимум три статьи должны быть в Международном индексе научного цитирования. Это все не только тормозит, но и делает науку коммерческой.
Мяхар: Есть ли прикладная составляющая между наукой и реальными секторами экономики?
Тугужекова: В этом отношении у нас нет тесной связи между министерствами. Сейчас мы над этим работаем. Чтобы те рекомендации, которые указывали ученые, каким-то образом отражались в деятельности министерств и ведомств. В последнее время мы пошли в муниципальные образования региона и на сегодняшний день издали истории практически всех районов. Прежде всего, это учебное пособие для школьников для формирования у них интереса к краеведению – своему родному краю. Кроме того, на протяжении последних двух лет мы провели около 6-7 конференций с участием муниципальных образований республики. К примеру, в этом году мы организовали две конференции, связанные со столетием двух сельсоветов. Последняя из них проходила в июле и посвящалась 100-летию Есинского сельсовета. Так мы пытаемся привлечь интерес жителей и учеников к своей истории. Я считаю, что в этом отношении мы вышли за пределы нашего института, так как история в виде краеведения должна быть доступна абсолютно всем. И это позитивные изменения.
Что касается сектора хакасского языка, то здесь много теоретических работ. Мы впервые в истории республики в 2006 году издали хакасско-русский словарь. Помню, когда я только пришла в институт (в 1998 году), тогда Леонид Романович Кызласов дал мне напутствие в поиске рукописи данного словаря. И, несмотря на все трудности, мне удалось это сделать. Я нашла ее в издательстве «Русский язык» в Москве. А в 2006 году мы создали это уникальное издание.
Мяхар: Есть издания, которые поставляются в школы или, может быть, книга, которая находится в разработке и направлена на популяризацию хакасского языка?
Тугужекова: В 90-е годы мы увлекались словарями, предназначенными для тех, кто только начинал изучать хакасский язык. И я считаю, что такие издания нужны. В этом году мы подготовили толковый словарь. Также у нас есть словарь политических терминов. Сегодня мы работаем над изданиями, которые востребованы и носят прикладной характер. К примеру, мы создали русско-хакасский словарь для школьников. Это труд наших тюркологов, которые занимаются не только теоретическими работами, но и созданием словарей.
Мяхар: На мой взгляд, работа с районами и муниципалитетами очень важна. Мы готовы освещать вашу деятельность в этом направлении. В перспективе развития института есть что-то грандиозное?
Тугужекова: Будущий год – это, прежде всего, 75 лет победы в Великой Отечественной войне. Я уже пообщалась с Галиной Алексеевной Трошкиной – председателем Совета ветеранов РХ и мы запланировали два совместных мероприятия. Первое – это конференция, посвященная 75-летию Победы. Второе – в январе будущего года исполняется 95 лет Василию Архиповичу Угужакову – человеку, который на протяжении долгих лет возглавлял исполнительный комитет.
Мяхар: Хорошо,я желаю вам и дальше работать в этом направлении, формировать интеллигенцию в республике. Пусть наука будет более популярной и доступной для общества.