Мониторинг памятников истории, культуры, уникальных природных объектов, тоже являющихся памятниками, требует постоянного системного подхода. Это кропотливая работа, результаты которой не всегда очевидны, но имеют долгосрочное значение для будущих поколений, это труд на века — для сохранения и передачи культурно-исторического наследия.
Эта мысль была озвучена председателем правительства Хакасии Валентином Коноваловым на встрече с руководителем Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия республики Дмитрием Левченко. Встреча, посвященная итогам 2025 года, получилась не просто отчётной, но ещё и интересной, и познавательной.
Живущие в Хакасии люди давно привыкли к тому, что «седая древность» встречается у нас на каждом шагу: чуть копни поглубже — и сразу находка. И несмотря даже на то, что в течение сотен лет территория эта подвергалась разграблениям, Хакасии удалось сохранить титул археологической Мекки. Что касается столетий, то здесь нет никакого преувеличения. Сначала, в 17 веке, разграбили практически все захоронения, в которых искали (и находили в большом количестве!) золото бугровщики, после революции и во время освоения целинных и залежных земель уничтожались бесценные изваяния окуневского периода. Совершенно необъяснимыми сейчас называют факты уничтожения Гуннского дворца и Манихейского храма и многое другое, что мы потеряли практически безвозвратно.
Понятно, что теперь необходимо охранять сокровища республики как зеницу ока, однако и в наше время находятся те, кто легко позволяет себе вандальское поведения. Вот об этом — охране «как зеницы», во всех случаях направленной и на то, чтобы сберечь ценные природные и исторические артефакты, и шла речь на встрече в правительстве.
Но сначала немного статистики. Всего на территории республики в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации состоит 2554 памятника. 2477 из них — объекты археологического наследия, а 77 — памятники истории культуры. В прошлом году Госреестр России пополнился 20 объектами археологии, расположенными в республике. Что касается объектов культурного наследия, относящихся к памятникам истории культуры, то в 2025 году в реестр включено два таких объекта — памятник В.И. Ленину на Первомайской площади Абакана и сохранившиеся фрагменты инженерных объектов холостой части гидротехнического сооружения «Уйская оросительная система».
«Пульс» уже писал о памятнике Владимиру Ильичу в столице Хакасии. Скульптурное изображение вождя революции на самом деле уникально. В России таких памятников, где изображался бы сидящий Ленин, не так уж много. До 2025 года эта скульптура существовала как бы сама по себе. Сейчас же понятно уже, что историю простой резинкой не сотрёшь, не спрячешь. И поэтому внесение в реестр этого памятника — дань памяти и сохранение истории.
Что касается Уйской оросительной системы, достаточно сказать, что в мире всего два таких строения: одна в Хакасии, другая в Аргентине. Сама плотина заброшена уже более 80 лет назад, а изначально предназначалась для того, чтобы орошать поля в Койбальской степи. Место это было засушливым, необходимость системы принудительной подачи воды стала злободневной задачей. Решением её занялся инженер-гидротехник Николай Михайлов. Он разработал проект, по которому предполагалось, что вода из речки Уй пойдёт сама через сообщающиеся сосуды. Строительство началось в 1925 году — водопровод диаметром 1,2 метра и длиной шесть километров делали по принципу бочки из лиственничных клёпок. В 1939 году, перед самым запуском системы, произошёл сбой. Николая Михайлова тут же арестовали, но он сумел отыскать и исправить ошибку. Система обеспечивала водой десять тысяч гектаров земель около тридцати лет. В 1966 году для полива начали использовать насосы, вскоре надобность в деревянном водопроводе отпала. Сейчас плотина оросительной системы неожиданно стала местом паломничества туристов.
Антропогенное влияние, конечно, немаленькое, и хорошо, что этот объект сегодня находится под охраной.
Руководитель Госохранинспекции республики Дмитрий Левченко на встрече с главой Хакасии рассказал: «Госохранинспекция уделяет пристальное внимание профилактике нарушений обязательных требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия. Инспекция — контрольно-надзорный орган. Что касается проблем… В республике активно развивается туризм, это хорошо, и мы поддерживаем, это одно из основных направлений нашей работы. Но в связи с активным и массовым посещением Хакасии туристами мы начали сталкиваться с определёнными сложностями и проблемами.
Говоря прямо, недобросовестные люди, «дикие» туристы могут активно вредить объектам культурного наследия, то есть основным объектам показа. В 2025 году возбуждено четыре уголовных дела на наших значимых объектах. Например, на горной гряде Сундуки, туристы часто что-то активно рисуют, пишут. Кто-то умудряется отколоть части от камней.
Как можно изменить существующее положение вещей? Можно использовать опыт «Тропы предков», например. Там все экскурсии организованы, территория охраняется, и история повреждений памятника сводится к минимуму. Что касается Сундуков, там есть два музея, один муниципальный, другой частный – но это не приводит к положительному результату. Мы даже создали специальную рабочую группу, призвали коллег к работе, на общественном совете при правительстве обсуждали эту тему. Есть предложение для муниципалитета передать этот памятник республике, чтобы можно было организованно решить проблему организации туризма, создать визит-центр. Взаимности пока у муниципальной власти не нашли, и проблема эта продолжает существовать. Близится новый туристический сезон, и мы с музеем отрабатываем сейчас как организовать его, чтобы обошлось без потерь и проблем, потому что большая часть этих уголовных дел затрагивает как раз Сундуки. Конечно, вызывает опасение и неорганизованный туризм на Сулекской писанице, но основной поток туристов на сегодняшний день идёт на Сундуки Статистика этого года подтверждает: памятнику уже нанесены серьёзные повреждения. Поэтому ведём переписку с музеями и нашими коллегами о том, что необходимо к началу сезона все-таки провести необходимые мероприятия, усилить производительную работу, разместить баннеры, камеры. Но понятно, что необходимо проводить основную работу по благоустройству, где-то с подходом к самим объектам. То есть там требуется серьёзная инфраструктура. Насколько мы понимаем, музеи сами, скорее всего, не справятся, и это очень серьёзно. Сейчас мы начали работу в части нефинансовых вопросов. Ситуация достаточно сложная, и она ухудшается с каждым годом. И есть вероятность, что туристы могут наши объекты, мягко говоря, подпортить, чем создать сложности в дальнейших их показах».
- Читайте также: Почему необходимо узаконить горную гряду «Сундуки»
Руководитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия республики рассказал также обо всех аспектах деятельности инспекции, куда входят не только мероприятия по сохранности объектов культурного наследия, но и профилактике нарушений обязательных требований законодательства в сфере их охраны и популяризации объектов культурного наследия.
В завершение встречи Валентин Коновалов поблагодарил коллектив Госохранинспекции за продуктивную работу и пожелал дальнейших успехов.
Мария Орлова

