Федеральный ресурс «Клуб регионов» опубликовал информацию о том, что экономическая нестабильность и бюджетные проблемы в металлургических регионах, вероятно, продолжатся в 2026 году. Серьезные трудности в ключевой отрасли, критически важной для ряда субъектов РФ, отражены в докладе Центра стратегических разработок (ЦСР).
«Клуб регионов» указывает на то, что экспертное мнение Центра стоит учесть, поскольку среди его учредителей с 2018 года значится Минэкономразвития РФ. Доклад ЦСР с названием «Как охлаждалась сталь» совпадает по времени с анализом бюджетной обеспеченности регионов на 2025-2026 годы, который также выявляет негативные тренды. Так, металлургически ориентированные Липецкая и Вологодская области утратили статус самодостаточных. Челябинская область, Карелия, Курская и Оренбургская области продолжают нуждаться в федеральной поддержке, подобно Кузбассу, который страдает от проблем не только в металлургии, но и в угольной промышленности.
ЦСР сообщает, что в 2025 году наблюдается спад производства черной металлургии практически на 5%, тогда как цветная металлургия показывает худшие результаты со снижением на 1,2%. Причины кроются в охлаждении внутреннего спроса, вызванного высокой ключевой ставкой ЦБ и падением производств в смежных отраслях: машиностроение, где снижение составило 6,2%, автопром с падением в 23,6%, и строительство, где ввод жилых помещений сократился на 2,4% за 11 месяцев 2025 года. Индикаторы финансового состояния предприятий металлургии демонстрируют резкое падение рентабельности (менее 10% по отрасли) и снижение прибыли у крупных компаний, с ростом кредитных рисков. Эксперты отмечают переход сектора к режиму финансового выживания.
В публикации «Клуба регионов» не указывается Хакасия, но мы внутри республики понимаем, что негативный экономический эффект в металлургии не может на нас не сказаться. Мы уже давали анализ данных за девять месяцев 2025 года.
Напомним, что в секторе обрабатывающего производства, которое значительно влияет на индекс промышленного производства, по Хакасии основную долю занимает производство металлургическое — 141,1 млрд (доля в обработке 76,6%, доля в общей отгрузке 23%). Но, несмотря на значительную долю металлургической продукции в отгрузках региона, по данным статистики и ФНС Республики Хакасия на 01.10.2025, объемы металлургического производства составили 141,1 млрд руб. Это составляет 76,6% от всей отгруженной продукции в обрабатывающей отрасли. Однако в консолидированный бюджет республики от этого сектора налоговые поступления отсутствуют из-за необходимости возмещения НДС, который металлургическая отрасль должна вернуть в размере 11 миллиардов рублей. Если проигнорировать подлежащее возмещению НДС, то общая сумма налоговых начислений от металлургических предприятий составляет 3,6 млрд руб., что составляет лишь 2,3% от объема отгруженной продукции. Как говорится, картина маслом: вроде как и отгрузка есть, а серьезных поступлений в бюджет не видно. Причин этому может быть несколько.
Мы не склонны поддерживать некоторые горячие головы, которые списывают все только на олигархическую политику РУСАЛа, хотя вопросов к компании хватает. Как мы видим из доклада федерального издания «Клуб регионов», сейчас многим непросто. В том числе и крупнейшим компаниями в стране, чьи финансовые показатели также говорят о тяжелой ситуации. Так, приводятся данные о том, что чистая прибыль у ММК, расположенного в Челябинской области, сократилась с 118 миллионов до 10 миллионов, а у НЛМК, имеющего производственные мощности в Липецке, прибыль уменьшилась с 122 миллионов в 2024 году до менее 45 миллионов в 2025 году. Ситуация за пределами топ-3 еще хуже, наблюдается сокращение производства и рост долгов. Общий долг ТМК превышает капитал в шесть раз, а у «Металлоинвеста» — в десять раз. «Мечел», с долгом почти в 227 миллионов и отрицательным капиталом, находится в еще более трудном положении. О глобальной остановке производства пока не говорится, но отдельные случаи уже отмечены: компания «Мечел» временно приостановила работу Вяртсильского метизного завода с 1 февраля 2026 года до 1 июля 2026 года из-за падения спроса. Под угрозой находятся и многие инфраструктурные проекты, включая строительство высокоскоростной магистрали Москва-Петербург и реализацию третьего этапа Восточного полигона РЖД.
И это тоже косвенно скажется на Хакасии. Напомним, что в республике действуют ООО «Абазинский рудник» и ООО «Горнорудная компания «Алатау»», добывающие железную руду. Уязвимость этих компаний в том, что практически основным заказчиком является «ЕВРАЗ», который в силу общего спада металлургии как минимум не увеличивает спрос на руду как по количеству так и по цене, а собственные источники указывают на то, что даже наоборот — и цена отгрузки снижается, и могут значительно просесть объемы. В нашем случае это значит, что ООО «Абазинский рудник» может пойти по пути своего предшественника ООО «Абаканский рудник», то есть начать процесс банкротства, и для Абазы, где он располагается, это будет непоправимый удар. Легче переживет Вершина Теи, где находится компания «Алатау», да и запас прочности у нее немного больше, чем у Абазинского рудника, потому как хоть и концентрация железа в руде чуть ниже, но зато способ добычи открытый, а значит, себестоимость добычи гораздо ниже.
В итоге во всем этом раскладе оптимизма для Хакасии мало. Если бы проседала одна отрасль, то всегда можно было возложить надежду на другую, сильную, к примеру на угольную, но все мы знаем, что и здесь будет жуткий кризис. Даже то, что попадает в индекс промышленного производства по добыче угля, судя по ряду экспертных оценок, не влияет на пополнение бюджета, потому как едет на запад, а это направление сегодня практически убыточное.
Возможно, что спасет нас проект по добыче редкоземельных металлов, но пока разговоров о нем много, а о запуске осязаемых проектов пока не слышно, хотя именно этот проект может дать кумулятивный эффект, косвенно помогая всем недропользователям. Тем не менее не унываем, наш Минэк рапортует, что почти все в Хакасии на подъеме, возможно, что успех просто задержался где-то в пути.
Александр Рыков

