Как выглядят народные избранники, что сказали на камеру, как обстоят у них дела в личной жизни — всегда волновало и будет продолжать интересовать общественность. В наш стремительный век технологий уже мало кого удивишь тем, что в сети появляются диктофонные записи или нелицеприятные снимки депутатов или чиновников любого ранга. Вместе с этим процессом есть и обратный: система защищает себя от некоторых аспектов излишнего внимания. Например, мы помним, что некогда доступные для народа декларации о доходах чиновников теперь по большей части закрыты, публикуются лишь по желанию. А на прошлой неделе в Госдуме ограничили фотосъемку.
Интересный взгляд на это представлен в канале «Сибирский лебедь»:
«Спите спокойно, дорогие товарищи!
Госдума запретила фотокорреспондентам снимать пленарные заседания. Теперь на балкон в зале заседаний пускают только операторов федеральных каналов.
В связи с этой новостью вспоминается мне диалог одного медиа-менеджера с коллективом молодой, но борзой местной телекомпании. Обсуждали правила съемок депутатов в зале Верховного Совета Хакасии. Дело было в 90-е.
— Вот список. Это наши. Их не трогать! А вот другой список. Это не наши. Этих снимать в самых худших ракурсах. Ищите, как они ковыряются в носу, чешут репы, пучат глаза. Как они спят, ищите. Вот только такие кадры в эфир с ними и пускайте. Всё ясно?
Вот так и работали. Так что Володин, объяснявший общественности мотивацию ввести запрет на съемку дорогих коллег из Госдумы, в определённой мере прав. Но только в определённой. У этой медали есть и обратная сторона. Без пристальных глаз фотографов и журналистов многие депутаты вполне себе расслабятся. И начнут «спать, пучить глаза и чесать репы». Работать, в общем. А мы об этом, увы, даже не узнаем».
К этому замечательному посту стоит внести несколько аспектов для ясности. Написал это не анонимный автор, а Виктор Лебедев, который долгое время, работал в «Единой России», был депутатом ВС РХ, сейчас трудится в газете «Хакасия».
Как в раз в бытность своей работы в Верховном Совете, сам Виктор Лебедев попал в достаточно щекотливую историю, когда его сняли на одном из заседаний с закрытыми глазами, тогда был широко растиражирован видеоролик с образом депутата, «спящего» под одну из популярных детских колыбельных. Сам Виктор Лебедев тогда сказал, что таким образом погружался в анализ — с закрытыми глазами.
Но при этом стоит сказать, что парламент времен Виктора Лебедева был далеко не открытым демократичным органом. Возможно, это наследие 90-х, о которых пишет сам Лебедев, когда в парламенте Хакасии было сильно влияние алюминщиков, группы РУСАЛ и Аркадия Сарксияна с подконтрольными медиаресурсами. Возможно, таков был стиль спикера Владимира Штыгашева, но Верховному Совету демократичности точно не хватало.
Сейчас, когда поменялся спикер, тоже не все гладко. Да, сессии стали демонстрировать онлайн, что дает возможность анализировать их широкому кругу журналистов и обычных граждан, но в то же время деление на своих и чужих не пропало.
- Читайте также: Рудиментарный подход Сокола к информационной политике не прибавляет плюсов к его репутации
Сергей Михайлович, как видно, очень ревностно относится к критике, поэтому на сессии допускаются не все СМИ, а награды за журналистику получают те, кто старательно восхваляет депутатов. Вроде как и в одном месте демократичность проявлена, но, возможно, что внутренние комплексы и слабый результат в реальных делах не позволяют идти дальше.
А ведь по большому счету — да пусть хоть глаза закрывают, хоть зевают, лишь бы работали на благо республики, делами улучшали экономику, финансовую и социальную сферы — на этих аспектах работы надо делать основные акценты, тогда, может, Хакасия и заживет лучше.
Александр Рыков

