«Пульс Хакасии» продолжает внимательно следить за экономикой республики, особенно в свете явных проблем с бюджетом и сложными перспективами его наполнения на текущий год. В этом контексте заместитель министра экономического развития Александр Мяхар поделился интересными данными о ситуации в угольной отрасли.
Он акцентировал внимание на динамичном росте добычи угля в Якутии, отметив косвенную взаимосвязь этого роста с событиями в экономике нашей республики. Кроме того, Мяхар вновь предложил уделить внимание смежным проектам с угольной отраслью в недропользовании.
«И снова о бюджете и угле замолвлю я слово. Федеральный телеграм-канал Coala опубликовал интересную информацию. «Якутия разогнала добычу угля до рекорда. Пока в Кузбассе считают убытки, в Якутии отчитываются о рекордной добыче – почти 52 млн тонн по итогам прошлого года, прирост на 4% г/г. Регион подтвердил лидерство на Дальнем Востоке и занял второе место по добыче в России. Основной вклад в рост дали «Эльга», «Колмар» и «Якутуголь». Доля Якутии в общероссийской добыче продолжает быстро увеличиваться: сейчас это уже 11,5% против 4,1% еще в 2018 году. В целом за последние семь лет добыча выросла в три раза. …Планом на добычу на этот год в Якутии стоит цифра в более 55 млн тонн угля».
Объем, прелести которого Хакасия так и не успела всерьез испробовать. Когда-то говорили о цифрах, близких к 30 и даже 40 млн тонн, но ещё несколько лет назад в эфире наших республиканских СМИ я подчеркнул, что Эльга поставит на колени и нас, и Кузбасс. И дело не только в объемах. ЖД ветка от Эльгинского месторождения до Охотского моря с портовой отгрузкой угля делает логистику, а соответственно и ценообразование якутского угля очень выгодным и дает конкурентное преимущество перед теми, у кого длинное логистическое плечо (как у нас), да еще и РЖД со своими хотелками. А когда я был в прошлом году на ПМЭФ, то внимательно смотрел интервью с главой Республики Саха (Якутия) Айсеном Николаевым, который анонсировал строительство ещё одной параллельной ЖД ветки, то есть добыча и, главное, отгрузка в Эльге будет только расти.
Для нашего угля надо искать пути внутреннего потребления, переработку в энергию и поддержку в логистике. Но есть и ещё один важный аспект. В угольной промышленности у нас сильные игроки, с отличной материально-технической базой для недропользования, а значит, добыча редкоземельных металлов их могла бы заинтересовать.
Как бы кому не хотелось в этом отношении кинуть булыжник сторону нашего Минэка, напомню, что разработка редкоземов возможна только через нацпроект «Новые материалы и химия», который реализуется Министерством промышленности, которого у нас нет. Но прежде надо ещё зайти в проект «Геология», сделать разведку и классифицировать запасы, а это вопрос Минприроды и нацпроекта по этой ветке. Более того, у нас ещё и мораторий на геологоразведку действует.
Нужна принципиальная смена вектора по отношению к недропользованию и консолидированная работа нескольких ведомств — иначе так и будем с завистью смотреть на Якутию и ждать, пока МСП закроет все потребности бюджета. При всем уважении к предпринимательству и стремлению к его развитию, без участия крупного сектора в экономике этого никогда не произойдет. Промышленники — это локомотив, наполняющий систему финансами и дающий для МСП дополнительные ниши развития. Золото, металлы и руды, энергетика и, конечно, уголь для Хакасии остаются ключевыми отраслями, которые могут принципиально исправить положение бюджета».
Читайте по теме:
- «Суперлицензии» повысят эффективность добычи золота — Руслан Шавыркин
- Геология: в Хакасии мораторий, Дальний Восток получает миллиарды
- Прочему Хакасию вновь заставляют сесть на обочине, любуясь на чужие караваны
Материалы на тему работу угольной отрасли в Хакасии смотрите по ссылке.

