Чем больше вступает деловой год в свои права, тем чаще звучат в информационной повестке слова «думская кампания». Федеральное издание «Региональные комментарии» представило интересную позицию политолога, экономиста, заместителя директора по взаимодействию с органами государственной власти «Центра повышения качества жизни» Ивана Чумакова о том, что «разведение думской и губернаторских кампаний позволит минимизировать риски при проведении федеральных выборов».
В частности, Иван Чумаков отмечает: «Чтобы понять нынешнюю электоральную ситуацию в России, важно различать выборы в Государственную думу или законодательные собрания регионов и выборы глав субъектов. Во втором случае мы наблюдаем персонифицированные кампании, которые всегда связаны с конкретными представителями регионального истеблишмента и несут риски конфликтов – среди региональных элит, между элитами и населением, а иногда и между региональными акторами и федеральным центром. Губернаторская кампания поднимает на поверхность старые нерешенные проблемы, пробуждает прошлые конфликты и выявляет точки общественно-политического напряжения внутри региона. Если такие выборы проводить одновременно с думскими, проблемное локальное поле может наслоиться на федеральный электоральный процесс. В результате формирование кампаний идет не в логике системного голосования, а через призму восприятия конкретных личностей и локальных конфликтов, что усложняет управление электоральной повесткой. Федеральный центр, стремясь к стабильности, старается минимизировать эти риски».
В случае же с Хакасией, у нас хоть и не планируются губернаторские выборы, но мы уже на старте года имеем думскую компанию сразу с несколькими персонификациями. Во-первых, на горизонте всплыл «алюминиевый кандидат».
Во-вторых, в отличие от мнения о том, что губернаторскую и думскую кампании стоит развести, у нас наоборот пытаются натянуть одно на другое. Политологи Андрей Шалимов и Евгений Минченко стали активно провожать Валентина Олеговича с поста главы Хакасии, а это значит, что встает вопрос о ВРИО. Итого мы автоматически входим в обсуждение сразу как минимум двух персон: Валентина Коновалова и Сергея Сокола.
Вернемся к словам Ивана Чумакова: «персонифицированные кампании, которые всегда связаны с конкретными представителями регионального истеблишмента и несут риски конфликтов – среди региональных элит, между элитами и населением, а иногда и между региональными акторами и федеральным центром».
В случае с персонификацией думской кампании в Хакасии, вернее даже несколькими персонификациям, достижение общественного согласия в республике представляется маловероятным. Скорее стоит предполагать диаметрально противоположный сценарий, когда политические стороны схлестнутся между собой и в пылу этой борьбы польется наружу все то, что будут по Федерации стараться минимизировать: проблемы ЖКХ, экономика и наполнение бюджета, срыв графиков исполнения социальных обязательств, СВО, да вплоть до национального вопроса.
Кому это выгодно? В первую очередь оппонентам губернатора, потому как претензии федеральный центр за шум в республике и социальное напряжение предъявит именно ему. Опять же вернемся к высказыванию Чумакова: «Формирование кампаний идет не в логике системного голосования, а через призму восприятия конкретных личностей и локальных конфликтов, что усложняет управление электоральной повесткой. Федеральный центр, стремясь к стабильности, старается минимизировать эти риски».
Купировать в теории это возможно, но пока верится с трудом: слишком много в хакасском общественном клубке переплетается интересов и очень неуступчивая каждая из сторон. Если РУСАЛ решится на продвижение своего кандидата, то вероятнее будет формат не просто купить, но и зайти силой, через колено, — это мы в Хакасии уже видели в период становления республики. Если бы алюминщики умели по-настоящему делиться и идти на компромиссы, то, может, алюминий можно было покупать в Хакасии — там, где он и производится, а не через торговый дом в Москве, а Саяногорск, базовая площадка промышленного гиганта, выглядел как современный город с развитой инфраструктурой, красивыми домами парками и т.д.
Пойдет ли на компромиссы Сергей Сокол? Да кто в это верит. Сама по себе фамилия уже нарицательна. И всем мы видели уже неоднократно, что какое бы перемирие не декларировалось, а сетка, которую принято связывать с Сергеем Михайловичем, чихвостит главу и его команду стабильно, каждый день, не стесняясь в выражениях и используя форматы ниже пояса. Да и не только в этом подпольном царстве раз за разом пытаются взвинтить градус недовольства или поджечь новую проблему, от законодательного органа тоже оптимизмом не веет. Скорее надо готовиться к жесткому клинчу с Верховным Советом, а не совместным обнимашкам.
И при этом всём есть ещё огромный пласт других политических интересантов, которым в принципе мало интересна позиция и Сокола и Коновалова. В Хакасии не приходится говорить об масштабном объединении элит, даже в периоды затишья, это больше похоже на выжидательную позицию для нанесения собственных ударов и розыгрыша персональных партий. Лемин, Войнова, Челтыгмашев, Шавыркин — люфт в разные стороны огромен.
Таким образом, если в целом по стране виден вектор на то, чтобы думскую кампанию вести как можно спокойнее, снимая риски общественных разногласий, то в Хакасии уже с начала года лежит огромный слой фундамента для совсем иного сценария: персонифицированных конфликтов, расширяющихся до широкого общественного резонанса, и федеральный центр вряд ли оценит такой расклад.
Путей выхода видится три: думский кандидат от народа, а не навязанный кем-либо, пытаться всем договориться внутри республики или нас как котят будут в ручном режиме, звонками из Москвы и делегатами из первопрестольной, приструнять и разводить по углам.
Александр Рыков

