5 декабря в Якутске прошел II Дальневосточный форум недропользования, который объединил крупнейших недропользователей, ведущих экспертов горного дела, руководителей государственных структур, научных институтов, общественных организаций с целью обсуждения перспектив и проблем развития недропользования и промышленности.
Одним из ключевых вопросов стало начало второго этапа федерального проекта «Геология: возрождение легенды». Первый этап реализовывался в 2022-2024 годах. Олег Казанов, руководитель Роснедр, представил обновленные планы на 2025-2027 годы, акцентировав внимание на том, что Дальний Восток станет центральной точкой проекта, так как 80% всех объектов сосредоточены именно там.
Это особенно интересно в свете того, что неоднократно Сибирь называлась местом, где будет сосредоточен кластер разработки редкоземельных металлов, которая невозможна без геологоразведки. Мы ещё в сентябре обращали внимание на то, что в недропользование вкладываются огромные суммы, но все это происходит где-то за боротом от Хакасии.
- Подробнее: Рекордный рост доходов от аукционов на право недропользования — Хакасия пока остается в стороне
А теперь почувствуйте вкус от цифр, которые озвучивались в Якутске. На втором этапе планируется реализация 70 проектов с общим бюджетом 36 млрд рублей. Значительная часть финансирования, а именно 18,6 млрд рублей, будет направлена на развитие 26 объектов в Республике Саха. Особое внимание уделяется проектам по углеводородам — 10 объектов получат 10,6 млрд рублей. Также будут развиваться проекты по твердым полезным ископаемым (11 объектов на 6,1 млрд) и региональная геологоразведка (5 объектов на 1,9 млрд рублей).
Что же касается Хакасии, то у нас в принципе про региональную программу геологоразведки думать сложно, потому как действует мораторий, который давно предложили отменить, но воз и ныне там.
При этом надо понимать, что в данном контексте геологоразведка — это не только золотодобыча, процесс гораздо шире и прямо влияет на разработку других ценных и редкоземельных металлов. Конкретные примеры мы приводили.
Возвращаясь к Дальневосточному форуму, следует также отметить, что речь идет не только о вливаниях со стороны государства в проекты, но также и о налоговых преференциях, которые начнут действовать в Якутии с 2026 года для участников федерального проекта. Олег Казанов отметил, что, хотя льготы по транспортному налогу и налогу на имущество не самые крупные, они символизируют системную поддержку геологоразведки со стороны властей. Это последовательное действие свидетельствует о благоприятных перспективах.
На фоне высоких ожиданий по экономическим результатам, Константин Нестеров из блока твердых полезных ископаемых Росгеологии указал, что бюджетная эффективность второго этапа может превысить 2 трлн рублей. Государство планирует инвестировать около 82 млрд рублей в геологоразведку в ближайшие годы, с расчетом на значительный рост отдачи.
2 трлн рублей бюджетного эффекта, 82 млрд вложений в разведку и ни одного слова на форуме про Хакасию в частности и Сибирь в целом. С одной стороны, на любых форумах каждый хвалит свою территорию, и неудивительно, что фокус на Дальнем Востоке с его 80 процентами. Но, с другой стороны, мы же говорим о заявлениях не просто политиков, а руководства Роснедр, а это очень весомо и нет причин им не доверять.
Но как сюда теперь вписываются заявления Сергея Шойгу о разработке редкоземельных металлов в Сибири? Может, речь идёт о 20 оставшихся процентах, может, и того меньше, а не исключено, что и мы в принципе не видим каких-либо нюансов, потому как уважаемому Сергею Кужугетовичу тоже только доверия в сердцах жителей Хакасии.
При этом факты вещь упрямая. Напомним также, что в Красноярском крае уже в этом году на разработку редкоземельных металлов выделены значительные суммы.
Теперь сообщается, что Дальний Восток получит миллиарды, разные налоговые преференции, а мы же… такое ощущение, что остаемся на обочине и лишь смотрим за проходящими караванами. И совершенно зря. Ещё в августе мы говорили, что у Хакасии есть все, чтобы принципиально усилить нашу экономику. Хакасии самое время действовать на редкоземельном фронте иначе мы безнадежно опоздаем.
Александр Рыков


