Боярская писаница — место, чья слава давно перешагнула границы Хакасии. Раскинувшись у села Троицкое в Боградском районе, она словно древний страж дремлет на южном склоне хребта Бояры, вдоль седого Енисея. Здесь, под открытым небом, развернулся каменный холст времен, где различают Большую и Малую Боярские писаницы — два мира, запечатленные рукой древнего художника.
Первым лучом света, выхватившим из мрака забвения эти письмена, стал А.В. Адрианов, сибирский просветитель, чьи стопы мерили землю в поисках ускользающей истории. В 1904 году он запечатлел хрупкую красоту Малой писаницы в эстампажах, чтобы спустя годы, благодаря трудам М.П. Грязнова, эти рисунки заговорили, став ключом к пониманию минувших эпох. В 1960-70-е годы эстафету исследований приняла М.А. Дэвлет, посвятившая свой труд изучению Большой Боярской писаницы, открыв новые грани древнего искусства.

В каменной летописи Большой писаницы можно различить тени минувшего: хороводы оленей и козлов, величавые силуэты быков, изображения верных собак, человеческие фигуры, черты котлов и очертания жилищ. Среди 151 запечатленного образа животные занимают почетное место, составляя треть всего ансамбля. Но особое внимание приковывают изображения домов — рубленых изб и юрт, в которых угадывается быт кочевников Южной Сибири и оседлых жителей.
Малая Боярская писаница — это рассказ, высеченный точечной вязью на камне, повествующий о жизни древнего поселения. Каждая из 44 фигур — слово, складывающееся в целую историю. Слева — хоровод диких и домашних животных, справа — детально проработанные избы и юрты, в которых кипела жизнь. Внутри изб пылают очаги, над юртами вьется дымок из отверстий. Между домами — силуэты людей и котлы скифского типа, словно застывшие мгновения из VII-III веков до нашей эры, хотя некоторые отголоски могут увести нас и к таштыкской культуре II-I веков до нашей эры.

Боярская писаница — безмолвный свидетель того, что еще в середине I тысячелетия до нашей эры в Минусинской котловине, на земле современной Хакасии, обитал народ, связавший свою судьбу с этой землей. Они возводили дома из камня и дерева, возделывали поля и пасли скот, в их хозяйстве находилось место и крупному рогатому скоту, и мелкой живности, и верным собакам. Тагарцы оседлали коня, научились добывать и обрабатывать металл, создавая из него орудия труда и предметы быта.
Гладкий песчаник служил им холстом, а острый инструмент и молоток — кистью и резцом. Каждый штрих, каждое углубление — это плод кропотливого труда и внимания к деталям. В этих рисунках оживает текстура глины, дерева, металла и ткани, предметы быта, оружие и костюмы, методы строительства и интерьеры жилищ. Особое место занимают котлы, порой с детально выгравированным содержимым, — бесценный ключ к пониманию мировоззрения и быта древних людей.

Здесь нет статики, здесь жизнь бьет ключом, проявляясь во всем своем многообразии.
Боярские писаницы — это сокровищница петроглифов, имеющая огромное историческое, этнографическое и археологическое значение для всей республики. Одни видят в этих композициях отражение реального поселения (С.В. Киселёв), другие — мифологическую «деревню предков» (М.П. Грязнов).

Добраться сюда в межсезонье — задача не из легких, дорога от села Троицкого словно растворилась во времени. Объект находится под присмотром. И все же каждый, кто жаждет прикоснуться к древности, может приехать сюда и воочию увидеть этот бесценный артефакт, свидетельствующий о жизни наших предков.
Эстампажи писаниц доступны в интернете, и каждый может прикоснуться к ним взглядом. Но главное — сохранить этот памятник для будущих поколений.

С любовью к Хакасии, Кукарцев Иван, директор Ассоциации продвижения туризма и сервиса Сибири, общественный представитель АСИ в республике Хакасия по направлению «Туризм»



На самом деле это изумительное место..такая перспектива перед глазами открывается, действительно на огромный стадион под открытым небом похоже… Спасибо, Иван Юрьевич! Очень вкусно обо всём рассказываете…
Как всегда приятно читать