Вчера наши коллеги из других СМИ подхватили идею для развития туризма и бизнеса, которую из командировки в Беларусь привезла заместитель главы Хакасии Юлия Исмагилова. Напомним, речь идет о создании торгового пространства, где при взаимодействии бизнеса, туризма и культуры возможно создать комфортное место для местных жителей и сделать республику еще привлекательнее для гостей.
В Беларуси это национальный Торговый дом «Першы», где под одной крышей собраны производители со всех областей страны и представлены товары всех местных брендов. Он стал точкой притяжения для белорусов и гостей страны, где сочетаются стиль, традиции и комфорт, что делает «Першы» идеальной площадкой для туризма и шопинг-туров. Продажи растут, покупатели ценят возможность приобрести товары напрямую от производителей, минуя посредников.
То есть всё замечательно! Однако следует отметить, что для Хакасии подобная идея новинкой не является. Нечто весьма схожее реализуется и у нас под названием «Многофункциональный центр индустрии моды «Соляр», который сегодня продвигает известный хакасский дизайнер одежды Татьяна Штань. Проект активно поддержал Центр «Мой бизнес», являющийся частью Фонда развития Хакасии. Здесь был организован ряд встреч с предпринимателями, так или иначе занимающихся одеждой. В результате чего выяснилось, что потребность в едином пространстве для превращения индивидуальных ремесленников, производителей, дизайнеров одежды в сферу действительно модной индустрии — огромна. После чего проекту была оказана помощь со стороны министерства культуры и экономического развития.
Как это выглядит? Если исходить из идеалистических представлений: «Соляр» — первое в республике уникальное пространство, которое не только объединит дизайнеров одежды, но и станет местом притяжения, где можно общаться, учиться и творить.
Если исходить из чисто практически мыслей, то указанное пространство расположится в Хакасском краеведческом музее, и здесь готовы принять всех. Кто-то работает с хакасской этникой, кто-то работает в европейской, русской стилистике. Разные направления, от классики до спорта. Приветствуется всё, и сейчас собираются заявки.
Так, во-первых, появится место, куда можно будет прийти и увидеть все бренды Хакасии разом. Во-вторых, будет место, куда можно привезти свою продукцию и отправить туда людей выбрать, примерить, купить. Чем не «идеальная площадка для туризма и шопинг-туров». Тем более что по факту делается продукт и коммерческий, и несущий художественную ценность. Ведь в планах организаторов разместить у себя не только предметы одежды, но и предметы искусства, сувениры и прочее. Намечены различные мероприятия, как для посетителей, так и закрытого типа для мира моды и мира искусства. Но, если взглянуть на ситуацию «по-белорусски», вокруг этого пространства можно создать то, что и называется — «Национальный Торговый дом». Надо лишь немного помочь.
Хорошо об этом написали коллеги из газеты Хакасия в материале под заголовком: «Индустрия моды — это уровень искусства, коммерции, потрясения и озарения».
Когда Татьяна Штань создала первый вариант проекта «Соляра», бюджет вместе с софинасированием составил 18 миллионов рублей за полгода работы Центра. После тотального урезания он сократился до пяти миллионов. Затем и вовсе опустились до одного миллиона 800 тысяч рублей, но и тех денег нет. Может, есть смысл объединить две идеи — центра индустрии моды и торгового дома, чтобы получить один общий успех, тем более что у белорусов это получилось…
Константин Обеленский


