В Хакасии много политики, этим никого не удивишь. С одной стороны, это признак демократии и гражданского общества, с другой — подчас в пылу политических баталий забывается главное, давно выраженное великими мировыми деятелями: экономика — базис, политика — надстройка. Чтобы сделать нашу жизнь лучше, надо создавать мощную экономику, готовую к любым вызовам, как на мировой арене, так и внутри страны.
Для этого нужны грамотные управленческие решения, а чтобы они были действительно грамотными, все плюсы и минусы должны быть в них учтены. Именно поэтому важно не замалчивать проблемы и недостатки, но одновременно и не скрывать очевидных успехов. Экономические темы в нашей республике получают гораздо меньше внимания, чем политические, отсюда интерес к программам на тему экономики двойной. На ВГТРК «Хакасия» представили очередной выпуск программы «Аргументы» с гостем Андреем Тенишевым, где ведущий сходу задал лейтмотив: «Андрей Петрович, вы большой эксперт в сфере экономики, в какой ситуации сейчас находится экономика Хакасии?»
Андрей Тенишев так же сходу ударился в пессимизм: «Лучше не стало точно, хуже стало однозначно». При этом интересно и то, что Андрей Петрович сам дает ответ, говоря про угольный кризис, про то, что предприятия не получили мер государственной поддержки. И это очень важно, потому что кризис угольной отрасли не только в Хакасии, он имеет масштаб, выходящий даже за рамки страны.
«На самом деле на местном уровне мы сильно сделать ничего не можем», — сказал Тенишев. В этом он справедлив и не обвиняет во всех бедах действующее правительство. Он совершенно точно упоминает и про угольный кризис в целом, но и отдельно делает поправку на то, что тарифы РЖД выросли в 2,3 раза, при этом также справедливо замечает, что если бы так выросли тарифы в сфере ЖКХ, то мы бы получили социальный взрыв. А вот получается, что хотели РЖД, все проглотили, на что наша редакция неоднократно обращала внимание читателей.
- Читайте по теме: «Губительные последствия для угольной отрасли и бюджетов субъектов» — в Минэнерго обеспокоены изменением тарифов
«Уровень зависимости экономики от угольной промышленности самый высокий на Кузбассе и в Хакасии», — делает уже для всех очевидный вывод Тенишев. Очевидный, но опять же очень важный. «Свыше 30% доходов республиканского бюджета — доходы от угольных предприятий», — достаточно яркая показательная цифра, прозвучавшая в программе «Аргументы».
На самом деле проблема понятна, высказана, озвучена, описана не один раз, но что делать — главный вопрос. Тенишев дает рекомендации о том, что надо увеличивать внутреннее потребление угля, наращивать мощности существующих ТЭЦ в Красноярском крае и в Хакасии, необходимо проработать строительство новых генераций и нарастить потребление электроэнергии.
Здесь в чем-то можно согласиться с Андреем Петровичем, а что-то явно не в ту сторону. К примеру, схема наращивания потребления электроэнергии «уголь в электричество, а оно для промышленных майнеров» — вполне рабочая. А вот вторгаться в юрисдикцию ТЭЦ — больше похоже на неподготовленное заявление, как минимум потому что, к примеру, Абаканская ТЭЦ использует уголь не из Хакасии. Имеет значение сорт, состав, и одного желания перейти на уголь из Хакасии не достаточно. Это серьезная технологическая цепочка, и очень затратная, потому как предполагает использование совершенно иных котлов, чем работают на ТЭЦ сейчас. Но, как Андрей Петрович справедлив в своих оценках экономики республики, в частности, что мы зависим от решений федерального центра и общего кризиса, так и мы справедливо отмечаем, что Андрей Тенишев назвал профанацией внедрение некоторых сценариев по углехимии в Хакасии.
Что делать ещё и как замещать провалы в бюджете, связанные с кризисом угольной отрасли? Здесь Тенишев обращает внимание на опыт соседнего региона и предлагает по принципу Тувы взять на вооружение «ключевое направление – формирование Центрально-Евразийского транспортного коридора», транспортный путь в Монголию и северный Китай.
«Северный Китай — это 26 млн человек, Монголия — 3 млн человек. Пожалуйста — товары оттуда и товары туда», — экономический рецепт Тенишева. По мнению Тенишева, нас спасет транспортный хаб, большой пункт перегрузки. Правда, при этом нет цифр, к какому конкретно экономическому эффекту это приведет. Что мы получим в виде налогов? Размыто все, а при этом тот же Тенишев отмечает, что транспортный хаб означает вереницу грузовиков через Абакан. И кто будет этому рад? Сколько миллиардов надо будет потратить на дороги, которые убьются большегрузами моментально и будут разбиваться на постоянной основе? Как минимум под таким углом рецепт Андрея Петровича выглядит очень сомнительным.
По большому счету это и весь вывод — сделать Хакасию перевалочным пунктом большой барахолки. В остальном опять звучат банальные фразы: «Сельское хозяйство, лесная отрасль — это все надо развивать». А кто против? Почему «большой эксперт» в сфере экономики не дает конкретные советы?
Отрадно, конечно, что Андрей Петрович отмечает успехи одного из важных направлений, которое взял на вооружение глава Хакасии Валентин Коновалов и реализует друг нашего издания Александр Мяхар через Фонда развития Хакасии: «Республике удалось создать микроклимат для малого и среднего бизнеса».
При этом так вышло, что Андрей Петрович подтопил действующий состав Верховного Совета и накинул респекта прошлому созыву законодательного собрания, отметив слаженную работу правительства и парламента по принятию ставок упрощенной системы налогообложения. «Ставки таковы, что малому бизнесу комфортно работать в Хакасии». Очень интересно, потому как ставки эти были приняты под председательством Штыгашева, и получается, что мер действующего парламента для комфортной работы МСП, где создали огромное количество экспертных советов, членом многих из которых является Тенишев, в том числе и по развитию предпринимательства, он сам и не озвучил. Выходит, за свою работу и работу коллег сказать нечего?
И вопреки ожиданиям действительно делового разговора в конце программы все же скатились к банальной закредитованности и госдолгу. Да, это есть, но это было всегда и далеко не в одной Хакасии. К тому же, раз вы уж так любите поднимать тему долга, который берется для выполнения социальных обязательств, почему же вы умалчивается пропорцию распределения налогов, где львиная часть от недр и промышленности Хакасии уходит в это самый центр, который потом нам выдает средства обратно на выполнение в виде обязательств, но уже в виде бюджетного кредита.
И конечно, это оставило след разочарования. «Делайте, работайте, не откладывайте», раздает в финале советы Андрей Петрович. А сам? Готов сам делать, работать, не откладывать? Глава республики очень четко даже на выборных дебатах говорил тому же Сергею Соколу, который ныне руководит Верховным Советом с армией экспертов: «Присоединяйтесь, давайте работать вместе».
Александр Рыков


