Пятница, 5 декабря, 2025
ДомойКультураХозяин самоцветной пещеры, или Почему геологи называют Хакасию благодатным краем

Хозяин самоцветной пещеры, или Почему геологи называют Хакасию благодатным краем

-

Что такое минералы? С таким простым, кажется, вопросом Юрий Георгиевич Абросимов, известный геолог и коллекционер, создавший в Бограде настоящий музей самоцветов, всегда обращается к своим гостям. И школьники, туристы, журналисты и все, кому интересны эти самые минералы, начинают в уме перелистывать то, что они о них знают.

«В пятом классе же изучали, — улыбается Юрий Георгиевич, — а не помните. Минералы — это вот», — он открывает двери, ведущие в помещение, и все невольно замирают.

Там, внутри, настоящая пещера Али-Бабы, полная сверкающих граней и необычных, совершенных форм, разноцветной мозаики и каменных цветов. Глаза разбегаются. Хочется всё рассмотреть, потрогать конечно же, но нельзя — это не просто самоцветы, это музейные экспонаты, собранные Абросимовым во время своих путешествий по Хакасии, России и другим странам.

Розовый кварц из Мадагаскара, аметист из Боливии, крокоит из Тасмании, апофиллит из Индии. Хакасские камни — знаменитый жадеит империал, мраморный оникс, тёйский серпентин (жад), июсит (анальцимолит) — в мире этот красивый минерал встречается крайне редко, а единственное в мире месторождение его находится как раз в нашей республике.

Для ценителя красоты камня Хакасия благодатный край. И частный геологический музей, созданный Абросимовым 15 лет назад, хорошее этому подтверждение.

Фото: Мария Орлова
Фото: Мария Орлова

Юрий Георгиевич — геолог, романтик и просто очень интересный и добрый человек, всю сознательную жизнь свою посвятивший любимой профессии. О ней он мечтал с детства и, окончив школу, уехал «на севера». Был и простым рабочим, и взрывником, и бурильщиком. Освоив азы и поняв, что это его профессия, поступил в Томский госуниверситет на геолого-географический факультет.

Идея создать минералогический музей на своей родине, в селе Боград, возникла, когда Абросимов вернулся в родные пенаты. Уже тогда его коллекция была достаточно обширной. Но для музея необходимо было помещение, стеллажи и прочая атрибутика. Только желание поделиться красотой было сильнее. Сделал всё своими руками — стеллажи, полки, под музей использовал времянку — она теперь в особом статусе, ибо здесь, без преувеличения, хранятся многие сокровища мира.

Расположены они в географическом порядке — так, чтобы школьники ещё и эту дисциплину подтягивали. Здесь Хакасия, Тува, Красноярский край, Алтайский край, Кемеровская область, Прибайкалье, Забайкалье. В общем, Южная Сибирь. Так красивы эти камни. Вот куприт и малахит из Сорска, лазурит из Прибайкалья. Далее камни из-за рубежа и до Чукотки через всю страну.

Действительно, хорошие ориентиры. Каждый нет-нет и свяжет красоту камня с тем местом, где находится месторождение. Впрочем, даже «просто посмотреть» заряжает человека особенным отношением к минералам. Это не просто восхищение. Это возможность понять, насколько интересна и глубока жизнь на планете Земля.

Многие ходят здесь молча, заворожённо глядя на образцы коллекции Абросимова. Другие же наоборот, восхищаются, ахают, задают множество вопросов. Здесь уместно всё. И Юрий Георгиевич отвечает на все вопросы. В эти моменты он больше похож на волшебника из сказки — так интересно и проникновенно рассказывает историю каждого экспоната.

«Нет, это не ветки, хотя многие принимают их за отпечатки растений в камне. Это дендриты — форма самоорганизации гидроокислов магния. Сами по себе, в течение веков они создают особенные узоры в камне. Их легко можно сравнить с узорами, которые рисует мороз на окнах. Кристаллы снега, как и дендриты создают интересные картины, показывающие совершенство природы», — рассказывает директор музея.

Чтобы рассмотреть внимательно каждый экспонат, понадобится много времени. Хочется ведь узнать о нём всё. А в коллекции музея их более двух тысяч. Собранные подвижником, подготовленные им к экспонированию. Хотя слово «подготовленные» не совсем подходит. Юрий Георгиевич может видеть внутреннюю красоту камня. Как когда-то сказал Микеланджело: «Я вижу в куске мрамора прекрасное и освобождаю его, убирая ненужное».

Вот и в мастерской Абросимова простой, казалось бы, булыжник, вдруг раскрывается…

«Сейчас вам чудо покажу, готовьтесь!» — вдруг с лукавой улыбкой произносит он. С лёгкостью открывает один из таких булыжников, и мы видим внутри полость, заполненную кристаллами. Так красиво. Оказывается, это жеода кальцита, найденная в Хакасии, неподалёку от посёлка Советская Хакасия. Мастер аккуратно вскрыл «булыжник», освободив красоту камня.

Так практически с каждым экспонатом происходит — для того, чтобы он сделался красивым, необходимо много труда. И многие камни становятся после обработки настоящими произведениями искусства.

Фото: Мария Орлова
Фото: Мария Орлова

Их много, но особенно впечатляют сферы, выточенные из камней — создание этих «шариков» требует немало труда и времени. Но в них, обработанных, проявляется истинная красота камня, будь то кварц, малахит, горный хрусталь, да что угодно. Это внутренний мир камня, представленный в самой гениальной форме — форме шара.

Шар, например, из азурмалахита, очень похож на глобус. Явные линии рек, дорог, голубые пятна озёр, неровности горных хребтов, зелень лесов. Так и хочется найти на нём очертания знакомых континентов. Многие попадались на эту удочку, даже претензии предъявляли, мол, неправильный у вас глобус. И удивлялись, что к географическому глобусу камень под названием азурмалахит никакого отношения не имеет. Над ним потрудилась сама природа, в нём нет ни грамма краски, ни других художественных вмешательств. Это удивительное и самое настоящее чудо природы ведь сфера из азурмалахита будто копирует земной шар, в ней скрыта какая-то тайна. Как, впрочем, у всех земных минералов.

Собранные в одну коллекцию, они ещё более убеждают в этом.

Мария Орлова

Пульс Хакасии в telegram
erid: 2SDnjeK4T8K
Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x