Знаете, что общего между велосипедом и стихотворением? Оба требуют идеального баланса: одно – между колёсами и дорогой, другое – между рифмой и смыслом. Именно так живёт наш соотечественник Александр Андриянов – человек, который измеряет жизнь не только километрами, но и строками. Член совета молодых литераторов Хакасии, победитель республиканского литературного конкурса «Радуга талантов», журналист и опытный путешественник – он доказал, что границы существуют лишь в нашей голове.
Семь дней. 540 километров. Маршрут: от Горно-Алтайска через Чуйский тракт, мимо таинственной Чулышманской долины к бирюзовым водам Телецкого озера. И всё это – в одиночку, на двух колёсах, под аккомпанемент горных вершин. Александр рассказал о том, почему велопутешествие – это не всегда чистое удовольствие, почему стихи рождаются из воспоминаний и как найти баланс между адреналином приключений и тишиной творчества.
– Как пришла идея отправиться в велопутешествие?
– Это было мое первое велопутешествие. Обычно я путешествую автостопом. Но в этот раз решил съездить на две недели на Алтай на электровелосипеде, на котором обычно катаюсь по городу. Как и все самое прекрасное в этой жизни, идея отправиться именно в такое путешествие возникла спонтанно, собранная из маленьких частиц различных событий и мыслей. Потом она сформировалась в конкретный план и в конце концов в его реализацию. Дорога оказалась неописуемо великолепна. Мне кажется, Чуйский тракт – это то, ради чего стоит посетить Алтай.

– С какими сложностями пришлось столкнуться при подготовке маршрута?
– Маршрут был выбран, можно сказать, стихийно, за год перед реализацией идеи. Изначально я хотел поехать в Монголию, но оказалось, что там негде подзарядить свой велик. У монголов в пользовании в основном солнечные батареи, энергия от которых нужна местным жителям, поэтому этот план был отвергнут. Но проехать по Чуйскому тракту и повернуть на Чулышман – эта идея оказалась в теории и практике более осуществимой. Так и получилось. От зарождения идеи до ее реализации прошел год, за это время успел собрать достаточно информации о маршруте, о дорожном покрытии на разных участках, а также снарядить велосипед и себя всем необходимым.
– Были ли моменты сомнений перед стартом?
– Да, сомнения появились перед самым началом путешествия. До этого в теории казалось все легко и просто, но как только поехал, сразу же миллион негативных мыслей появилось. Хотелось развернуться и поехать домой. Постоянно думал, что велосипед развалится на части от такой нагрузки. Но он молодец! Все выдержал и еще домой вернулся.

– Что было самым сложным технически и физически на маршруте?
– Если бы я ехал на простом велосипеде, то уложился бы примерно 2-3 недели, а то и больше, потому что перевалы очень протяженные. В день проезжал в основном 100 км. Где-то ехал на двигателе, где-то помогал педалями. Удивительно, что велосипед выдержал это путешествие, я рассчитывал, что он сломается и развалится в первый же день, и я поеду домой на попутках с баулами. Но он оказался крепким парнем. Один раз поменял покрышку и на багажнике заменил шуруп. А так даже камера не лопнула ни разу за все время. Так как у меня был электрический велосипед, ехал как на мотоцикле – он сам тебя везет, нужно помогать крутить педали только в горные перевалы. Самый технически сложный и страшный был перевал Кату-Ярык. Можно найти в интернете, как он выглядит. Это серпантин с грунтовой дорогой и отвесными скалами по краям. Его я прошел пешком. Не представляю, как страшно ехать там на машине… Нужно иметь стальные нервы. Но зато Чулышманская долина, которая следует за перевалом, поразила своим великолепием, неземными горными ландшафтами.
– Часто встречали попутчиков и помогали ли вам люди в дороге?
– Большинство времени меня окружали люди. Другие туристы, велосипедисты, местные жители. Были и ребята братья-автостопщики. Но большинство, конечно, на своих машинах, либо на экскурсионных автобусах. Алтай в летний сезон притягивает многих. Так что скучать в одиночестве не приходилось. Я и сам искал знакомства, просил у местных жителей зарядить аккумуляторы на велосипед. А в конце путешествия, когда я уже проехал Чуйский тракт и Чулышманскую долину и доехал до крайнего пункта своего маршрута – до Телецкого озера, где ко мне подошел парень из Новосибирска, представился Антоном. Оказалось, что он переплывал Телецкое озеро на байдарке. Это очень клево, я хотел бы так же когда-нибудь проплыть. Мы завели беседу, нам было о чем пообщаться. Оказалось, он примерно мой ровесник, тоже любит путешествия, у нас схожие взгляды на жизнь и музыкальный вкус. Так что скучно точно не было.

– Случались ли забавные или необычные ситуации на дороге?
– Да. Была одна очень забавная. Поставил палатку и пошел искать, где зарядить аккумуляторы. Возвращаюсь, смотрю – от палатки разбегаются девчонки школьного возраста. Я в недоумении. Подхожу к палатке, а она – открыта! Думаю, ну все, обворовали. Захожу, все на месте… а вот коробки пирожных «Чоко-пай» нет. Заставило улыбнуться.
– Какой участок дороги оказался самым красивым и почему?
– Каждый из дней моего путешествия был запоминающимся, в первую очередь из-за того, что вокруг была неописуемо красивая природа. Однако самым удивительным участком дороги оказалась Чулышманская долина, по которой течет река Чулышман, обрамляемая с двух сторон высокими лесистыми горами. Река кристально чистая, из нее можно даже пить. Там водится хариус. Нет связи. Чувствуется какая-то первозданность природы, дикость. А так Алтай красив везде.

– Изменилось ли ваше восприятие жизни после завершения столь масштабного велопутешествия? Чем удивила вас природа Алтая?
– Как писал Макс Фрай в книге «Простые волшебные вещи», «все всегда уезжают навсегда. Вернуться невозможно, вместо нас всегда возвращается кто-то другой». Поэтому, я считаю, после каждого путешествия человек меняет свое отношение к жизни и к миру. У него появляется возможность знакомиться с новыми людьми. Он обогащается эмоциями, новыми мыслями, опытом. И возвращается другим. В этом плане путешествия бесценны. Природа Алтая прекрасна и уникальна. В ней встречаются и горы, покрытые снегом, и степи, и холмы. Так что в некоторых местах она похожа на Хакасию. Но все-таки на Горном Алтае превалирует гористая местность. Еще удивительно, что Горно-Алтайск – единственный город в Республике Алтай, хотя по размерам республика больше, чем Хакасия.
– Какое главное правило безопасности для тех, кто отправляется в самостоятельное путешествие на велосипеде?
– Иметь голову на плечах. Во всех ситуациях. Потому что универсального совета на этот счет нет, только какие-то общие моменты, вроде того, что нужно ехать по обочине, быть внимательным на дороге, брать с собой оборудование для починки велосипеда: запасную покрышку, камеру, заплатки. Это и так понятно тому, кто собирается в велопутешествие. Но, повторюсь, самое главное – думать своей головой и принимать взвешенные решения.

– Помимо того, что вы путешественник, вы также поэт. Можно ли сказать, что во время путешествия вдохновение поймать проще?
– К сожалению, вдохновение – штука непостоянная. И не всегда оно приходит вовремя. За путешествие я достаточно насытился природной красотой, духовностью, родились новые образы, которые однажды превратятся в стихотворения. Я на это надеюсь и рассчитываю. И я убежден, что адреналин приключений в разных сферах жизни рождает тишину творчества. Образы, собранные в путешествии, взятые из природы и встреч с людьми порождают вдохновение на написание стихов о любви, жизни. К слову, в этом путешествии я написал стихотворение «Сон», вдохновившись воспоминаниями. В конце пути было приятное чувство, что все пройдено, радостное, но немного грустное. Но я старался получать удовольствие от каждого мгновения. Carpe diem, как говорится.
Злата Рябцева



Отличное путешествие и репортаж! удачи Александру, он уже столько прошагал по этой земле и его не остановить…
А это ведь он еще в реально красивых местах не был, например на слиянии реки Аккем с Катунью. Вот где красотень.