Вроде бы рутинное появление главы Таштыпского сельсовета в Фонде развития Хакасии с опять же вполне обычными протокольными фразами, заверениями о сотрудничестве с перспективой на т.д. и т.п. не такое уж банальное и простецкое. Что же натворил Рустам Салимов? Как сельский глава — ничего экстраординарного, а вот как чиновник, встроенный в вертикальную систему управления, Рустам Хайратдинович забежал, пока ещё не зашёл, за флажки негласных правил. И таких глав административных центров становится больше.
Глава Таштыпа по только ему известным причинам предпочёл нанести рабочий визит в Фонд развития без непосредственного начальства в лице тоже главы, но целого Таштыпского района, Николая Чебодаева. При этом на встрече обсуждались довольно серьёзные вопросы о поддержке предпринимателей в селе и будущем выезде специалистов Фонда для консультации бизнеса.
То есть по всем статьям формат предполагает вовлечённость районной администрации, однако кто «первым встал, того и тапки». А мы что видим, то и поём. Кто знает, может быть, Рустам Хайратдинович на своей территории что-то такое узнал, почувствовал, проанализировал, чтобы начать автономное плавание, не особенно посвящая в свои планы и рабочий график главу района. В фундамент амбиций Салимова вносит свой кирпичик и районный Совет депутатов, также полностью поддержавший таштыпского главу в части организации встречи Фонда с бизнесом.
В политической истории Хакасии есть примеры, когда главы административных центров бросали вызов и руководству района, и даже целым межэлитным альянсам в борьбе за власть. Так переиграл довольно серьёзную коалицию бывший глава Беи, ставший затем главой Бейского района Иннокентий Стряпков, теперь уже с приставкой «экс».
Чуть больше трех процентов не добрала до победы над Еленой Егоровой на выборах главы Усть-Абаканского района нынешний руководитель Усть-Абакана Нина Леонченко, взявшая за ориентир не районную, а региональную власть.
Второй после Абрека Челтыгмашева становилась на выборах главы Аскизского района и Марина Анжиганова, глава Аскиза.
Из свежих случаев — победа Сергея Чернышова, пересевшего из кресла главы Бограда на управление Боградским районом.
Корни таких электоральных тенденций лежат неглубоко. В районных центрах проживает основная масса населения, люди напрямую касаются главы центрального сельсовета по самым разным житейским вопросам, руководитель административного центра постоянно находится на связи с другими сельсоветами, встречается и активно обсуждает события и новости в Абакане, в родной районной администрации, изменения законодательства, бюджетные перипетии. Таким образом, глава районного центра самим течением жизни выталкивается в ограниченный круг касты «Свои», то есть людей, которых в районе хорошо знают, они набрали авторитет, их в случае выдвижения на выборы поддержат главы сельсоветов.
И это очень хорошо! Пробивной, шустрый, везде сующий нос глава районного центра постоянно держит в тонусе администрацию района, заставляя главу муниципального образования в свою очередь увеличивать темп, работать быстрее и лучше, иначе новые выборы выиграет какой-нибудь самовыдвиженец. Пока такая полезная конкуренция имеет место, всё может поменяться с внедрением новой системы муниципальной власти. Но до этого много воды утечёт. Расслабляться главам районов рано.
Сагай Лом