Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие – этих и других представителей царства животных можно увидеть в экспозиционных витринах и исследовать в фондах Зоологического музея Хакасского госуниверситета. Его руководитель – доцент кафедры биологии Анатолий Асочаков. Богатейшая коллекция даёт возможность студентам-биологам республики применить системный подход к изучению животного мира. Также здесь хранятся фрагменты костей мамонта, шерстистого носорога, бизона и других представителей давно вымершей фауны Южной Сибири.
– Анатолий Андреевич, что представляет собой Зоологический музей вуза?
– Это учебно-научное подразделение университета, предназначенное для сопровождения обучающего процесса, а также организации и проведения различных исследований. Одной из его основных функций является сбор и хранение коллекций представителей местной и мировой фаун. Они поступают сюда после завершения научных экспедиций, учебных, производственных и преддипломных практик студентов, а также в результате различных обменов и случаев дарения.
– Кто является его идейным вдохновителем?
– Здесь вполне уместна известная фраза: «Идея всегда была где-то рядом». Дело в том, что данный Зоологический музей, как впрочем, и другие музеи вузов России, не говоря уже о зарубежных, совершенно обычное и можно даже сказать, обязательное подразделение в структуре любого университета. Как правило, оно возникает одновременно или даже ранее учреждения профильных кафедр. Иначе на примере чего же было бы обучать студентов… Поэтому, попытки его организовать предпринимались, начиная ещё с 1961 года, когда в Абаканском государственном педагогическом институте появился биолого-химический факультет, а спустя три года также в составе этого факультета возникла и кафедра зоологии. Мне хорошо известно о тех усилиях, которые проводились тогда заведующими кафедры. В их числе Ирина Иванова и Василий Анюшин. Но, к сожалению, организационное решение не принималось по банальной причине – «отсутствия места». Однако, как вы уже поняли, всё завершилось благополучно, и в ХГУ появился Зоологический музей.
Поэтому вряд ли будет справедливо назвать одного вдохновителя или инициатора. Повторюсь в том, что попытки предпринимались постоянно. В итоге 27 апреля 2000 года после предварительного согласования с коллегами и разработанного мною проекта «Положение о Зоологическом музее», было принято положительное решение и это знаменательное событие свершилось.
– Главное предназначение музея?
– Его практическая значимость, а точнее хранящихся в фондах музея коллекций, заключается в эффективном обеспечении учебного процесса, а также организации и проведении научно-исследовательских работ. Важнейшей задачей нашего профиля является физическое сохранение зоологических объектов. К примеру, с 2003 года здесь хранятся фрагменты костей мамонта, шерстистого носорога, бизона и других представителей давно вымершей фауны Южной Сибири. Эти ценные артефакты просто исчезли бесследно, если бы остались лежать на пляже Красноярского водохранилища. Кстати, следует упомянуть и о том, что часть результатов исследований именно этой коллекции опубликованы в одном из популярных журналов «Quaternary International», который издаётся в Великобритании.
– Сколько всего экспонатов здесь представлено? И какие коллекции являются особенными?
– В настоящее время в фондах музея хранится около 145 тысяч «единиц хранения». Этим показателем принято оценивать объёмы музейных фондов. Если говорить непосредственно об экспонатах, что выставлены в десяти витринах вуза, то это порядка 500 единиц хранения. Степень «важности» и «особенности» экспозиции чаще всего определяются посетителями, поэтому этот вопрос лучше задать им. Однако, хотелось бы обратить внимание на то, что выставочная или экспозиционная деятельность вузовских музеев, в отличие от краеведческих, по объективным причинам не может быть основной.
– Насколько ценны и значимы для молодежи представленные здесь экспозиции?
– Музейные витрины, о которых я уже говорил, характеризуют лишь небольшую часть огромного разнообразия как местной или региональной, так и мировой фаун. Основополагающим принципом, которым мы руководствуемся при оформлении экспозиции, является принцип эволюционизма. Ведь всем хорошо известно, что и в средней общеобразовательной школе, и в вузе именно этот принцип является самым значимым, можно сказать мировоззренческим. Удивительно само время, в котором мы живём. В школе и в университете юным гражданам нашей страны предлагается изучать биологию, основанную на дарвиновских идеях, тогда как почти все обучаемые ещё в раннем детстве прошли обряд крещения. Мне трудно понять, как могут мириться в сознании современных студентов взаимоисключающие друг друга идеи дарвинизма и креационизма.
– Кто здесь чаще всего бывает?
– По понятным причинам посетителями музея чаще всего являются студенты, чуть реже школьники Хакасии. Экскурсии проводятся регулярно, но не так часто как бы хотелось.
– Каков режим работы музея?
– Определённого режима работы нет, так как для его обеспечения необходим штатный экскурсовод. Должен сказать, что доступ к витринам и коллекциям всегда был и хочется надеяться на то, что всегда будет свободным.
– Ваши пожелания жителям Хакасии?
– Всем желаю как можно дольше оставаться любопытными, ведь именно это является успехом любой профессии. А нашу беседу хотелось бы завершить словами известного французского естествоиспытателя Жоржа Бюффона: «Собирайте факты – лишь из них может родиться мысль».
– Анатолий Андреевич, спасибо вам за интересную беседу! Желаю вам интересных экспедиций и новых уникальных экспонатов!
Беседовала Ирина Гусева