Стоило ли тратить столько денег, чтобы одержать такую блеклую победу, — спрашивают наблюдатели, подводя итоги кампании по выборам депутата Госдумы от Хакасии.
В российском парламенте ближайшие два года Хакасию будет представлять Николай Шульгинов. Он шел самовыдвиженцем при поддержке двух политических партий — КПРФ и «Единой России», то есть на него работал усиленный, объединенный ресурс команды Валентина Коновалова и Сергея Сокола. Представляя мало известного жителям республики Шульгинова, рассказывали, что это бывший министр энергетики РФ, который обладает большим административным ресурсом и связями в федеральном центре, что пойдет на пользу Хакасии, проблем у которой вагон и маленькая тележка. Говорили, что это человек дела, и добавляли ещё массу полагающихся в таких случаях слов.
Каким депутатом будет Шульгинов — покажет время, а что касается самой выборной кампании, то она даже при наличии победы по своей сути была провальной. Жирный минус можно поставить в первую очередь команде так называемых технологов и пиарщиков, с которых, по-хорошему, надо взять неустойку за то, что результат кампании не соответствует затратам на её проведение.
Впрочем, какие могут быть претензии к людям, для которых навыки политической борьбы — нечто абстрактное, ведь они могут вести игру исключительно при зачищенной политической поляне. При таком раскладе вся работа сводится только к тому, чтобы сделать фотографии кандидата, завесить регион баннерами, засыпать территорию листовками, из всех СМИ рассказывая о положительных качествах своего кандидата. И это называется политические технологии? Вряд ли.
Господа, для такой работы не нужен многочисленный штат советников, вполне себе достаточно грамотной секретарши, которая заключит договоры с редакциями СМИ и наймет бегунков для раздачи листовок. Вот и все технологии. К слову, эти же самые «технологи», которые надували щеки во время избирательной кампании Шульгинова, уже два раза уезжали из Хакасии несолоно хлебавши, потому что в условиях реальной политической конкуренции их технологии — даже не вчерашний, а уже позавчерашний день. Единственное, что они могут делать, это работать при стерильном политическом поле, на котором нет даже намека на конкуренцию. При этом затраты настолько велики, что такое расточительство не выдерживает никакой критики.
Шульгинов набрал 55% голосов, а его новичок большой политики Смышляев, который избирательной кампанией вообще не занимался, получил 29,5%. Так вот из избирательного фонда Шульгинова на выборы ушло 35 миллионов, а у Смышляева всего 179 тысяч рублей.
Как говорится, почувствуйте разницу. Уже подсчитали, что каждый голос обошелся Шульгинову в районе 560 рублей, тогда как Смышляеву в 5,6, то есть в 100 раз меньше.
В общем, кому некуда девать деньги, и в принципе не важны итоги избирательной кампании, можно нанимать традиционных пиарщиков ЕР, они вам с пребольшим удовольствием помогут освоить бюджет. Что же касается г-на Николая Шульгинова, то при отсутствии реальных конкурентов его победа была обеспечена и без затрат в десятки миллионов рублей.
Александр Соловец
Как вам такая демократия, где деньги решают исход выборов?
Выходит, победить можно, только если завалишь избирателей рублями…
Если бы честность могла купиться, у наших политиков давно были бы все медали.
Некоторые политики тратят миллионы на пустые слова и картонные обещания. Имеем то, что имеем.