ДомойОбществоПриставы Хакасии рассказали, как общаться с коллекторами

Приставы Хакасии рассказали, как общаться с коллекторами

-

В этом году в России вступил в силу новый закон о коллекторах, который внес существенные изменения в регулирование взыскания просроченной задолженности. Теперь кредитные и микрофинансовые организации находятся под контролем судебных приставов. Однако, несмотря на ужесточение требований законодательства, от жителей республики все еще поступают жалобы на недобросовестное поведение кредиторов.

Могут ли коллекторы звонить по ночам? Как часто вправе тревожить? Как с ними говорить? Объяснил начальник отделения правового обеспечения, контрольно-надзорной и разрешительной деятельности УФССП России по Республике Хакасия, старший лейтенант внутренней службы Павел Анатольевич Рехлов.

По всей России и Хакасия не исключение, мы наблюдаем жалобы на действия коллекторов, которые в нарушение закона допускают угрозы, шантаж в отношении граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Какие серьезные последствия для профессиональных взыскателей просроченной задолженности предусматривают изменения в законодательство? И есть ли первые результаты?

Кредитные организации используют различные методы для взыскания долгов, и, к сожалению, не все они законны. За незаконную коллекторскую деятельность предусмотрена уголовная и административная ответственность. Незаконной – считается нарушение правил взаимодействия с должниками и их родственниками, что влечет серьезные наказания для кредитных организаций и коллекторов. В случае угроз физического насилия, уничтожения имущества, распространения клеветнической информации, требования передать ценности или другие действия, кредиторов можно привлечь к уголовной ответственности – лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

Отмечу, за текущий год специалистами Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия передано в региональное МВД 33 материала об оскорблениях, угрозах и шантаже в отношении должников. Недобросовестные кредиторы угрожают жизни и здоровью как самого должника, так и его близких, шантажируют лишить имущества, разослать непристойные фото во всех мессенджерах родным, друзьям, коллегам и тд. На основании составленных сотрудниками Управления рапортов будет решаться вопрос о возбуждении уголовных дел.

Много ли обращений поступает судебным приставам о неправомерных действиях кредиторов?

За последние годы все больше граждан понимают, то можно найти защиту от коллекторов у судебных приставов, идет рост обращений в нашу службу. Если в 2022 году обратилось 111 граждан. То в 2023 году таких обращений 155, 28 недобросовестных кредиторов привлечено к административной ответственности. В этом году жалоб на неравномерные действия кредиторов — 91 из которых 19 организаций привлечены к административной ответственности. Кредиторы выплатили штраф на общую сумму 664 тыс. рублей. Хочу отметить, что в большинстве случаев сумма долга гражданина не превышает сумму штрафа, который выплачивает финансовая организация.

Если говорить о том, кто больше всего допускает правонарушений, то здесь лидируют микрофинансовые организации. На их долю приходится 90% всех правонарушений. Потом идут кредитные организации — доля правонарушений составляет 10%.

Как тогда не нарушая закон, кредитные организации должны взаимодействовать с должниками?

Во-первых, финансовая организации должна быть в либо в специальном перечне кредитных организаций, либо в реестре. В противном случае любое взаимодействие с должником будет считаться незаконным.

Законом дозволяются личные встречи, телефонные переговоры, текстовые, голосовые и иные сообщения, почтовые отправления по месту жительства должника. Звонить можно только в определенный промежуток времени.

Коллекторам запрещено звонить должникам с 22:00 до 08:00 по будням и с 20:00 до 09:00 в выходные и праздничные дни. При этом время должно соответствовать часовому поясу, в котором живёт заёмщик, а не коллектор. Встречаться с клиентом, просрочившим выплаты, лично коллекторы смогут не чаще одного раза в неделю.

Кроме того, при звонке должнику представитель банка будет обязан представиться, сообщить информацию о коллекторском агентстве и удостовериться, что на том конце трубки именно должник, а также сообщить полные сведения о его долге. Кроме того, количество телефонных звонков не может превышать один звонок в сутки, два – в неделю и не более восьми звонков в месяц. Неправомерными считаются телефонные звонки более двух раз в сутки, ночью, родственникам или друзьям должника, если они не давали согласия на общение.

Также с гражданами может взаимодействовать робот-коллектор. Такой способ общения будет приравниваться к непосредственному взаимодействию с должником и на робота-коллектора будут распространяться временные и количественные ограничения, предусмотренные законодательством.
Еще одним способом взаимодействия – направление сообщений должникам через портал Госуслуг. Этот способ приравнивается к электронным сообщениям. Для такого порядка общения потребуется, чтобы программное обеспечение коллекторской, кредитной или микрофинансовой организации было подключено к порталу Госулуг. Также необходимо, чтобы должник подтвердил свое согласие на получение сообщений в личном кабинете на портале Госуслуг

Существуют ограничения электронного взаимодействия: в течение календарного месяца можно направлять через портал Госуслуг не более двух сообщений по одному обязательству.
Дополнительным способом взаимодействия станет направление гражданам
письменной корреспонденции, доставляемой по месту жительства или месту
пребывания должника операторами почтовой связи, курьером или специальными
курьерскими службами без непосредственного взаимодействия с ним.

Отмечу, что взаимодействие с должником должно быть предельно корректным, не вводить в заблуждение относительно последствий в случае неуплаты долга.

Таким образом, коллекторский бизнес фактически находится под жестким контролем. На что в поведении кредиторов чаще жалуются жители республики?

Жалобы бывают разного характера. Кто-то жалуется на то, что погасили долги, а с них пытаются еще проценты взыскать. Кто-то жалуется на слишком назойливых коллекторов, которые и в ночное время, и в выходные беспокоят, причем и звонками и письмами. Другие узнают информацию о своих долгах через родственников и друзей, которым нельзя передавать информацию без их согласия и согласия должника, в исключительных случаях коллекторы угрожают применить физическую силу и повредить имущество.

При возникновении подобных ситуаций гражданам необходимо обратиться в службу судебных приставов. Каждое обращение регистрируется и тщательно рассматривается, уточняются предоставленные документы и данные, направляются запросы в коллекторские организации, кредитные учреждения и банки, операторам мобильной связи. Если есть нарушения, возбуждаем административное расследование, по итогам которого и принимается решение.

Наша цель – выяснить было ли нарушение законодательства и защитить права, законные интересы граждан.

Как гражданам доказать, что коллекторы нарушают их права?

В основном нарушения в сфере возврата просроченной задолженности осуществляются с использованием средств телефонной связи, путем направления сообщений. Должник может записать телефонный разговор, сделать скриншоты смс-сообщений или фотографии переписок в социальных сетях, предоставить видео, аудиозаписи. Указанные документы могут являться доказательствами совершения соответствующих правонарушений.

Кроме того, возможные очевидцы совершаемых противоправных деяний могут дать свидетельские показания.

В случае нарушения прав куда обращаться должнику? И насколько быстро прекратиться произвол кредиторов?

О противоправных действиях коллекторов граждане могут сообщить письменно, направив заявление в Службу судебных приставов, также заявление можно подать и в электронном виде посредством «Интернет-приемной», функционирующей на официальном сайте Управления или оставить обращение в боксе на входе в здание отделений службы судебных приставов. Помимо этого, в Управлении функционирует группа телефонного обслуживания:
8 (3902) 24 -37-78 или 22-25-39 и телефон доверия, который работает в круглосуточном режиме 34-41-43.

Стоит отметить, что необходимо любыми способами зафиксировать противоправные действия коллекторов. Это позволит провести более полную, всестороннюю и объективную проверку, установить причастных лиц, правильно квалифицировать их действия и при наличии оснований принять к ним меры реагирования в соответствии с действующим законодательством.

На практике, после рассмотрения обращения, взаимодействие с коллекторами прекращается буквально в течение недели.

Пульс Хакасии в telegram
Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x