Фестивали – это не просто интересно, это еще и часть индустрии гостеприимства, крайне важная для создания имиджа региона и развития туризма. Как проходят фестивали в Хакасии, а как в других регионах? На что делается акцент, как продвигаются, какую цель преследуют?
Поверхностный анализ показал, что в Хакасии практически нет фестивалей, нацеленных на привлечение турпотока в регион. Хотя попытки развить эту тему есть: «Шаньга» и «Цветение багульника» в Абазе, эзотерический «Седьмое Небо» и повеселивший многих «Мясо и Огонь». Но эти фестивали делаются практически на голом энтузиазме организаторов.
А как же Международный эколого-этнический фестиваль театров кукол «Чир Чайаан»?
Этот фестиваль, безусловно, грандиозный, нужный и важный для культурной жизни республики. Но было бы неплохо, если бы он привлекал внешних туристов. Предвосхищаю ваши аргументы, что он привлекает, что приезжают. Но давайте посмотрим правде в глаза.
Одним из главных показателей я считаю возможность приобрести электронные билеты на спектакли фестиваля. Чтобы я заранее купила билеты и знала, что, приехав в далекую Хакасию, потратив немалую сумму на дорогу, я смогу посетить какие-либо мероприятия.
Признаюсь честно, ни разу не была ни на одном спектакле фестиваля. На открытии была, на уличных мероприятиях тоже. Но приобрести билет, бегая по кассам театров, для меня оказалось невозможным. Может быть, если бы я поставила цель и попросила знакомых, я бы получила заветные билетики. Но речь не обо мне, речь о людях, которые, прочитав в интернете о мероприятии и возжелав познакомиться с фестивалем и нашей республикой, смогли легко это сделать.
Какой у нас по счёту фестиваль? Десятый! И до сих пор не предусмотрено такой возможности.
Да и нет этого фестиваля в общероссийском событийном календаре, к сожалению… А знаете, какое мероприятие есть? «Чыл Пазы». Вернее, было. Сейчас там только Фестиваль «Седьмое небо».
Изучая фестивальную тему, увидела, что в большинстве случаев фестивали направлены как раз на привлечение туристического потока в регион. Регион прокачивается через организацию мероприятий.
Самые яркие примеры — зимняя Олимпиада в Сочи, Чемпионат Мира по футболу, Универсиада в Красноярске, Казани. Сколько прекрасных объектов появилось к этим событиям и активно продолжают использоваться, помогая развиваться региону. В Красноярске вряд ли появились бы новые общежития для студентов СФУ, если бы не Универсиада.
То есть, организуя мероприятие, нужно искать, как оно может повлиять на развитие региона, района, города, посёлка. Какие выгоды получат жители этой территории?
Еще один прекрасный пример — «Ночь музыки» в Екатеринбурге. Всю ночь на центральной улице города играет музыка разных жанров и направлений. 80 площадок, 220 тысяч гостей.
Всего пятый раз фестивалят, а второй год уже продают пакетные туры с проживанием и экскурсиями по городу и окрестностям. Навскидку посчитайте, сколько денег привезли гости в Екатеринбург и Свердловскую область?
Да уже и далеко ходить не надо, наши соседи – Республика Тыва: Фестиваль «Тувинская баранина», Fashion-фестиваль «Сердце Тувы». Они сразу рассчитаны на въездной туризм.
Самим тувинцам хватило и просто местного праздника животновода «Наадым». Так нет, настоящий фестиваль со зрелищными конкурсами, рекордами для Книги Гиннеса, выставкой всех кожуунов, где у каждого своя завлекалочка для туристов, базы отдыха, туристические маршруты, мероприятия.
А на фестивале «Сердце Тувы» ещё и ночное лазерное шоу на скале, которое не сфотографировать, не снять, надо смотреть вживую.
Про «Мир Сибири» я вообще уже молчу. Туда едут гости со всей России. А почему бы не поработать активно не в самом Шушенском, уже на фестивале, а до него? Например, создать мероприятия и события до и после фестиваля в Шушенском для гостей, которые всё равно едут транзитом через нашу республику.
Почему-то вопросами развития и потенциалом озабочены только небольшие группы энтузиастов. Власть и те, кто по своим должностным обязанностям должны как раз об этом заботиться, считают, что всё отлично в «датском королевстве», рапортуют об освоении федеральных средств, не задумываясь об эффективности их использования.
Министерство Культуры зубами вцепилось в туристическую отрасль, ведёт себя как «собака на сене». А ведь именно комитет или отдел по туризму должен просчитывать и прогнозировать влияние развития индустрии гостеприимства на экономику республики.
А Министерство культуры должно обеспечивать событиями и местами осмотра. У нас же котловой учёт и такое же управление. «Концы в воду», я бы сказала.
Вот прошли параллельно два фестиваля: «Мир Сибири» и «Тувинская баранина». В соцсетях информация от ТИЦ и от заповедника «Хакасский», как они отлично работают на фестивале. А чего они там вдвоём делают?
Насколько я успеваю отслеживать информацию, ТИЦ активно продвигает «Оглахты» и «Посёлок предков» там же. По крайней мере, даже на «Лиге странников» руководитель ТИЦ Игорь Егоров рассказывал именно о «Посёлке предков». Конечно, это же его детище.
И зачем на одном мероприятии две государственные структуры занимаются продвижением одного и того же объекта? Да ещё ТИЦ был чуть ли не всем составом. Интересно, это было оформлено как командировка или ребята на голом энтузиазме трудились в поте лица?
Может, конечно, я ошибаюсь. И всё было совсем не так…
Но было бы рациональнее работникам ТИЦ посетить тувинский фестиваль и посмотреть, как организована работа у соседей.
А как расхваливают в ТИЦ новый буклет… Ммм…
Вот если бы съездили в Туву, то просто бы молчали… Там у каждого района буклеты с достопримечательностями и турпакетами. Нет там такого, что просто описание озёр и объектов осмотра, везде сразу идёт предложение организованного отдыха. Хоть бы подсмотрели у коллег из Тувинского ТИЦ на том же «Мире Сибири». Ведь республика и жители должны зарабатывать на туристах. Туризм – это источник пополнения бюджета республики и районов.
Тувинский ТИЦ принимает активное участие в подготовке и проведении фестивалей. А какие фестивали готовит ТИЦ Хакасии?
Моя лента заполнена различными фестивалями в других регионах… двух-трехдневные, чтобы люди приезжали и привозили свои деньги в регион.
И только у нас тишина…
А знаете, сколько мероприятий у нас в республике проходит, именно таких, которые можно развить, и привезти туриста сначала своего, а потом из соседних регионов?
Много, очень много. А вы про них слышали?
Я узнала только потому, что начала изучать, как фестивали и мероприятия влияют на развитие региона, раскрытие потенциала его территорий.
Это не моя работа совсем, и я вообще была далека от всей этой темы. Но для кого-то же работа и это должно входить в круг его обязанностей.
Сразу предвосхищу претензии, что я забыла об одном масштабном фестивале, о «Зеленом». Не забыла, но не рассматривала, потому что у него другие цели и задачи. Фестиваль «Зеленый» есть и в Красноярске, наш ничем от него не отличается. Это популярное городское событие, которое, несомненно, украшает жизнь города, но на нём реально зарабатывает лишь организатор, продавая места на фестивале и в телерадиоэфире.
Грустный и печальный получился рассказ о фестивальной жизни в Хакасии… Как, впрочем, и про нашу индустрию гостеприимства без слёз не расскажешь. А проблемы, связанные с разрезами и их «помощью» в развитии туризма, я даже не затронула.
Я не претендую на серьёзное исследование и объективность суждения, это наблюдение и частное мнение, попытка обратить внимание на тему создания событий в регионе.
И напоследок: а вы знаете, что в Хакасии проходит Фестиваль борща? Я даже нашла про это несколько заметок в прессе прошлых годов, но все они постфактум. Поэтому специально для читателей «Пульса Хакасии» анонс:
Село Кирово Алтайского района 10 августа в 15:00 приглашает гостей на вкусный Фестиваль Борща. Просьба дома не наедаться и приезжать голодными. Накормят всех!
Давайте начнём с малого, заведём хорошую привычку посещать мероприятия в наших сёлах, деревнях, малых городах.
Арина Шинкоренко
Слушайте, возьмите уже к себе в пульс профессиональных журналистов. Ну читать невозможно, как будто пишет дядя с улицы. Журналистский материал и выражение личного мнения автора – вещи не совместимые!