Фото предоставлено Иваном Васильевым
Фото предоставлено Иваном Васильевым

Мошенничество через интернет и телефонные звонки остается актуальной проблемой, с которой сталкиваются тысячи россиян. Только за последний месяц в Хакасии зафиксировано несколько случаев крупных хищений.

Например, «Пульс Хакасии» не так давно писал о том, как 54-летняя жительница Сорска потеряла три миллиона рублей, а житель Шира лишился 1,5 миллиона. Подобные схемы обмана работают по отработанному сценарию: жертве поступает звонок якобы от сотрудников ФСБ или банка, после чего деньги переводятся на счета мошенников.

Что же делать, если вы или ваши близкие стали жертвами мошенников? Вопреки распространенному мнению, вернуть деньги можно, но действовать нужно оперативно.

Ниже перечислены три ключевых шага, которые помогут минимизировать потери человеку, обманутому по описанной выше схеме.

Во-первых, необходимо незамедлительно сообщить о случившемся близким людям. Часто жертвы мошенников боятся поделиться ситуацией из-за стыда, но каждый потерянный час играет на руку преступникам. Если есть возможность, также необходимо обратиться к знакомому юристу или адвокату.

Во-вторых, нужно связаться с банком и попросить его заблокировать транзакции. Если деньги переводились через банкомат, важно сразу же обратиться в банк. Сообщите все детали операции: сумму, время и банк-получатель. Это можно сделать не только через горячую линию банка, но и через уведомление банка в его официальном аккаунте в социальной сети «ВКонтакте». Если транзакция еще не завершена, банк может заблокировать её. В случае перевода через банкомат транзакция может занимать до трёх рабочих дней. Чем быстрее жертва среагирует, тем больше шансов вернуть деньги.

В-третьих, необходимо обратиться в ближайшее отделение полиции и требовать немедленных действий от оперативного дежурного. Помимо подачи заявления, нужно дождаться его, так как именно он может незамедлительно связаться с банками и потребовать блокировки подозрительных транзакций. Если сотрудники правоохранительных органов не реагируют должным образом, следует позвонить в службу доверия МВД Республики Хакасия (телефон: 8 3902 23-68-88). Это может стимулировать их к более оперативным и правильным действиям в соответствии с нормами УПК РФ.

Не следует забывать, что с 1 июля 2023 года на банк налагаются дополнительные обязанности. Согласно поправкам в закон «О национальной платёжной системе» банки обязаны проверять переводы на признаки мошенничества. Если банк не выполнил свои обязательства, обманутый гражданин вправе подать иск к банку на возмещение средств, переведённых мошенникам.

Поделитесь указанными советами с вашими близкими. Быстрое реагирование — ключевой фактор для минимизации ущерба.

Правозащитник Иван Васильев

Больше юридических советов и историй читайте в рубрике Право и жизнь

Подписаться
Уведомление о

3 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Николай
2 месяцев назад

Господи, зачем слушать по телефону сотрудников сотовой связи, типо у вас закончился договор? Или сотрудник банка или службы безопастности банка, просто ответить я возле отделения щас зайду узнаю! Или типо следственный комитет? Ответить отправляйте повестку и все! Ну почему люди слушают, потом идут переводят деньги? Ну этот развод на ло…ха такой уже старый. Почему ведутся не понятно? Просто положить трубку и не ведите разговоры с ними!

Миша
Reply to  Николай
2 месяцев назад

Полностью согласен с вами

Игорь
2 месяцев назад

Я бы еще дал совет – сходить к психологу, чтобы тот научил жертву не попадать в такие ситуации