Правозащитник Иван Васильев в рамках рубрики Право и жизнь рассказывает читателям «Пульса Хакасии», как снизить вероятность проблем при заказе товаров на маркетплейсах.
***
Онлайн-шопинг стал неотъемлемой частью нашей жизни. Миллионы людей ежедневно совершают покупки на маркетплейсах, привлекаясь удобством и выгодными ценами. Но что, если долгожданная посылка приносит не радость, а разочарование — товар оказывается бракованным? Ключевой вопрос: кто должен нести ответственность — сам маркетплейс или продавец, который воспользовался его платформой? Ответ на этот вопрос стал источником разногласий в судах, но если присмотреться, выясняется, что подходы судов все же имеют логическое объяснение.
До 2023 года судебные решения основывались на том, что в кассовых чеках указывались данные именно маркетплейса и суды выносили решения, согласно которым именно маркетплейсы обязаны отвечать перед покупателем (см. например, Решении Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 22 апреля 2021 г. по делу № 2-1968/202). Казалось бы, ситуация ясна.
Но маркетплейсы быстро адаптировались. С 2023 года они начали указывать в чеках имя фактического продавца, и судебная практика тут же изменилась. Теперь суды начали разделять понятия продавца и агрегатора, возлагая ответственность на того, кто действительно продал товар. В 2024 году это подтверждено целым рядом решений кассационных судов (см. Определение СК по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 мая 2024 г. по делу № 8Г-3830/2024, Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 07 мая 2024 г. по делу № 8Г-9274/2024).
Иными словами, надлежащим ответчиком по потребительским спорам является не маркетплейс, а непосредственно продавец товара, указанный в чеке.
На первый взгляд, кажется, что ситуация стала более прозрачной. Но давайте представим сценарий: вы приобрели смартфон на маркетплейсе у малоизвестного продавца. Через несколько дней выясняется, что товар бракован, а продавец исчез, оставив свою компанию-пустышку и сняв все деньги с счета. Куда бежать покупателю? Понятно, что взыскать с такого продавца уже ничего не удастся.
Другая ситуация. Вы приобрели бракованный товар на маркетплейсе, а продавец территориально находится, где-нибудь во Владивостоке. Следовательно, даже в случае положительного решения суда вам придется взыскивать денежные средства у данного продавца через судебных приставов, которые территориально будут находиться во Владивостоке. Как итог — потеря огромного количества времени и нервов.
К тому же многие маркетплейсы не предоставляют возможности напрямую связаться с продавцом, оставляя покупателя в подвешенном состоянии. Несмотря на то, что ответственность по закону несет продавец, решать проблемы приходится через маркетплейс, который не всегда передает жалобы дальше.
Так что же делать?
Во-первых, прежде чем совершить покупку на маркетплейсе, важно обратить внимание на ИНН продавца. Чтобы узнать ИНН, перейдите на страницу продавца. Рядом с информацией о продавце обычно есть специальный символ, нажав на который, вы сможете получить данные о наименовании ИП или ООО, а также ИНН.
Затем следует зайти на любой бесплатный ресурс, который поможет определить данные по ИНН и узнать, где находится продавец. Желательно, чтобы местоположение продавца совпадало с регионом проживания покупателя. К примеру, вы заказываете товар, проживая в Саяногорске, а продавец находится за пределами Хакасии. Это не очень хорошо. У такого продавца не стоит приобретать товары на крупные суммы денег.
Во-вторых, если вы собираетесь купить что-то дорогостоящее, не стоит рисковать на маркетплейсе. Пусть привычный магазин и кажется старомодным, но именно он может защитить ваши права. В противном случае, все риски ложатся исключительно на вас.
В-третьих, перед покупкой на маркетплейсе, всегда проверяйте отзывы других покупателей. Это поможет вам понять, насколько надежен продавец и качество его товаров. Кроме того, обращайте внимание на рейтинг продавца.
Правозащитник Иван Васильев
Довольно часто маркетплейс отменяет доставку товара. Кто в этом случае несёт ответственность?
Думаю, что самый важный совет для потребителя – никогда и ничего не заказывать через интернет.
Не так давно заказал на Озон пылесос. Он пришел бракованный. Брак обнаружил тольок дома. Озон говорит, что брак заводской, а продавец – что брак следсвие некачественный транспортировки товара. И кто несет ответственность?