Несмотря на то, что предполагалось политическое затишье, а в информационном пространстве даже тиражировались заголовки о том, что Кремль помирил политические элиты Хакасии, где-то недомирились. Держит Сокол своё слово или нет, судите сами, но нас ждет внеочередной созыв сессии Верховного Совета, где основная повестка дня — столичный статус города Абакана.
Сразу скажем, что против придания статуса столицы самому развитому благодаря стараниям администрации городу республики ничего не имеем. Но стоит задаться двумя вопросами. Первый — для чего спешка и срочный созыв сессии? Это как минимум дополнительные бюджетные траты в период кризиса, а как максимум это опять накаляет политические страсти. Второй — «сырость» самого закона о столице Хакасии.
Давайте по порядку. Проект закона Республики Хакасия № 15-37/68-8 «О статусе столицы Республики Хакасия» (далее – проект закона) внесен на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия 13.06.2024 депутатом Верховного Совета Республики Хакасия Сергеем Соколом.
С одной стороны, проектом закона предлагается установить городу Абакану статус столицы Республики Хакасия, определить функции, связанные с этим статусом, хотя с другой — данным проектом закона устанавливаются новые расходные обязательства бюджета Республики Хакасия: не менее пяти процентов от общего объема налога на доходы физических лиц, полученного с территории городского округа Абакан и зачисленного в республиканский бюджет за отчетный финансовый год, что составляет порядка 300 млн рублей. Совершенно ясно, что при таком раскладе правительство республики против законопроекта, особенно если учесть финансовый кризис.
Стоит отметить, что впервые в истории Абакана в период с 2020 по 2024 гг. бюджету города в рамках целевой и нецелевой финансовой помощи было выделено более 20 млрд рублей, в том числе только за счет средств республиканского бюджета более 16 млрд.
Политический накал напористого продвижения закона со стороны Сокола очевиден. Если представить логику правительства республики, то их глазах город Абакан не является дотационным муниципальным образованием, так как по сравнению с другими имеет наилучшую доходную базу, не требующую дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Однако в соответствии с Законом Республики Хакасия от 21.12.2023 № 86-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» на 2024 год бюджету города Абакана распределена нецелевая финансовая помощь в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местным бюджетам в сумме 186 316 тысяч рублей на частичную компенсацию дополнительных расходов бюджета города на оплату труда работников бюджетной сферы в связи с увеличением минимального размера оплаты труда с 01.01.2024.
Кроме того, в 2024 году из республиканского бюджета городу Абакану предусмотрена нецелевая финансовая поддержка (с учетом поступления доходов по единым нормативам отчислений в размере 30 процентов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения) в сумме 607 599 тысяч рублей.
Если смотреть на тот вид закона, который есть сейчас, то его принятие может повлечь за собой серьезные последствия: правительство Хакасии будет вынуждено уменьшить объём финансовой помощи (порядка 300 млн рублей) муниципальным образованиям с целью обеспечения сбалансированности республиканского бюджета. Это значит, что усугубится дисбаланс бюджетной обеспеченности между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными районами республики.
Есть уверенность, что именно в связи с этим правительство Хакасии дало отрицательное заключение на проект представленного закона.
При этом сообщалось, что в тоже время подготовлено поправки к законопроекту, предлагающие осуществлять финансовое обеспечение реализации функций Абакана в рамках региональной программы развития столицы Хакасии, утвержденной правительством РХ.
Заметим: когда есть хоть малейшее предположение, что какие-то районы республики финансово потеряют из-за хотелок Сергея Сокола протолкнуть сырой закон, обсуждение должно быть кропотливым и всесторонним. Как говорится, столько лет жили-жили, а сейчас вынь да положь.
К тому же следует отметить, что внесенная в Верховный Совет Республики Хакасия редакция законопроекта, вероятнее всего, не согласуется с нормами бюджетного законодательства.
Так, подпунктом 1 пункта 3 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно приложению 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2023 №504 «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации» Республика Хакасия входит в перечень субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Учитывая указанное обстоятельство, пунктами 7.4 и 7.5 Плана финансового оздоровления государственных финансов Республики Хакасия, включающего мероприятия по росту доходов, оптимизации расходов и сокращению государственного долга Республики Хакасия на 2016-2026 годы, утвержденного постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 09.06.2016 № 60-п, установлены следующие мероприятия:
- введение моратория на принятие новых расходных обязательств, в том числе новых мер социальной поддержки. Приостановление ежегодной индексации социальных льгот и выплат, установленных региональным законодательством, и иных расходов бюджета;
- отмена расходных обязательств Республики Хакасия, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации в ответ на обращение депутатов Верховного Совета Республики Хакасия о предоставлении республиканскому бюджету дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета указало на сокращение расходных обязательств бюджета республики. Правительство республики, в соответствии с заключенным дополнительным соглашением с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении бюджету Республики Хакасия из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Хакасия, обязано обеспечить реализацию мероприятий плана финансового оздоровления государственных финансов Республики Хакасия, согласно которому введен мораторий на принятие новых расходных обязательств.
Неужели законодатели Верховного Совета Республики Хакасии не понимают всё это? Если существуют нарушения, из-за которых законопроект позже будет оспорен прокуратурой, то не победит никто, а самое печальное — проиграть может в первую очередь Абакан, так как нарушения дискредитируют идею о столице как таковую.
Волнует ли это Сокола, которому настолько не сидится спокойно, что надо созвать внеочередную сессию?
Комитет Верховного Совета по местному самоуправлению, общественным объединениям и межнациональным отношениям, Президиум Верховного Совета отклонили поправки, представленные правительством Хакасии и одобрили проект закона для рассмотрения на ближайшей внеочередной сессии ВС РХ в первоначально представленной редакции.
Понятно, что вопросов к депутатскому корпусу очень много, и многим лишь бы выслужиться перед «хозяином», вместо того чтобы подойти взвешенно к решению, проработать тщательно и принять согласованный всеми закон в октябре, ноябре, учесть всё в бюджете на 2025 год… Но ставить свои политические амбиции вместо интересов граждан, манипулировать смыслами и сознательно идти на нарушения — подвести и самих абаканцев, которые ждут именно рабочего и согласованного закона, и республику в целом, чьи интересы тоже должны быть учтены.
Мы все живем в одном доме под названием Хакасия и совсем не обязательно депутатам идти на поводу тех, кому эта земля не родина, кому милее московские пейзажи и кто уедет рано или поздно, оставив после себя раздор.
Александр Рыков
А может правительству активней надо привлекать инвестиции в регион? Почему Абакан должен кормить правительство? Абакан активно развивается, и эти деньги он может пустить на поддержку бизнеса
Александр….