Если у кого-то и были сомнения в непричастности прошедшего через следствие, суды и оправдательный приговор главы Черногорска Василия Белоногова к управлению городом все то время, пока его преследовали следователи и судьи, то теперь можете себя успокоить. Ваши сомнения были напрасными.
Участвовал и был причастен Белоногов ровно настолько, насколько позволяли закрытые двери служебного кабинета в местном Белом доме. То есть всегда и постоянно. И это несмотря на вердикт суда о запрете на работу в качестве градоначальника. А подчиненные по прежнему исполняли его указания и приказы.
Поэтому первое, что сделал Василий Васильевич после благополучного для него исхода скандального уголовного дела – начал расправляться с теми, кто, по его мнению, слишком радовался его бедам. И месть его «оказалась ужасна»… Только вот жителю поселка Тепличный невдомек, что в своих домыслах он создал реальные проблемы нескольким сотням черногорских семей.
Проблемы с отоплением и горячим водоснабжением Черногорска – давно уже притча во языцех. Корень проблемы лежит во тьме прошлых десятилетий, причем очень глубоко. Настолько, что когда в середине февраля вскрыли магистральную теплотрассу, то даже видавшие виды техники удивились, насколько старой оказалась металлическая труба. Никак не меньше 30 лет, что давно превысило все нормативы ее эксплуатации. И никакая городская власть не удосужилась заняться ее ремонтом.
Но, как это бывает у нас в стране, важнее оказалось не найти причину и качественно устранить аварию, а найти стрелочника. Им оказался начальник муниципальной службы ГО и ЧС Евгений Григорьев. Претензии почему-то оказались в его адрес. Где в это время был непосредственный глава Черногорска Белоногов – только ему да Богу известно. Нельзя же всерьез считать, что исполнявшая в то время обязанности градоначальника Ольга Леонтьева должна брать на себя все грехи черногорской коммуналки, хотя это именно ее непосредственный участок работы?!
Между тем время шло, пришло лето, вместе с ним и ремонты. Но случилась еще одна пертурбация. Стремясь подстраховать себя перед всеми вышестоящими органами, республиканские власти нашли в себе политическую волю и решили вопрос кардинально: коммунальные сети части Черногорска, прежде всего магистральные, были переданы новому арендатору – ООО «ЮСТК» в лице Абаканского филиала Сибирской генерирующей компании, владеющей к тому же Абаканской ТЭЦ. То есть прямому конкуренту другого поставщика теплоэнергии в значительный жилмассив города – ООО «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс». Последнему было высочайше прописано банкротство. Кто-то посчитал, что на момент зимней аварии, долги ООО «ХакТЭК» на круг составили более 150 миллионов рублей. В том числе – за поставленный уголь, электроэнергию, по обязательным налоговым и неналоговым платежам.
В памятном совещании в палатке МЧС на месте порыва тепломагистрали, под грозными очами высокого начальства, городские власти беспомощно разводили руками, ссылаясь на ветхость труб и тяжелую финансовую ситуацию.
Но никто не вспомнил про Белоногова, как будто его и не было вовсе. А ведь долги ХакТЭКа сложились не просто так. Часть из них получилась из-за тарифа, который был согласован местными властями и никак не отражал реальные затраты на производство теплоэнергии и горячей воды плюс так называемые «выпадающие доходы»; долгов бюджетных учреждений (их счета массово были арестованы на протяжении всего 2016-2018 годов на сумму свыше 170 миллионов рублей); неплатежей населения, с которым никто, кроме самого ресурсоснабжающего предприятия, не работал по взысканию долгов. Но зато многочисленные проверки контрольных и надзорных органов, штрафы, пени и судебные издержки в адрес ООО «ХакТЭК» сыпались завидной регулярностью.
Казалось бы, сейчас, когда каждый день на вес золота, и подготовка к зиме с учетом всех нюансов – дело номер 1 для всех, городская власть и глава города решились на рискованную аферу. Да, пусть СГК проверила сетевое хозяйство Черногорска, выявила многочисленные проблемы – опять же, из-за ветхости труб и инженерной инфраструктуры, вложилась средствами и ресурсами в ремонт и частичную замену, но что дальше? СГК еще трубу свою до Черногорска даже не начинала строить. Значит, что?
Это значит, что ООО «ХакТЭК», будучи владельцем и оператором технологического комплекса котельных «Центральная» и «Южная», арендатором сетей и другой инфраструктуры, должно исчезнуть как юридическое лицо. То есть – обанкрочено. И процесс пошел.
Первый звоночек прозвучал одновременно с выходом Белоногова на службу: СГК заявила, что только тогда войдет в Черногорск со своими мощностями, когда тариф на тепло и ГВС для черногорцев будет поднят минимум и сразу на 25%. Позицию теплоэнергетиков поддержал и «разжевал» абаканский градоначальник Николай Булакин, который жестко встал в позу и отказался повышать тариф для Абакана больше, чем это утверждено в официальных документах. Власти Черногорска скромно отмолчались. Им было важнее хорошо выглядеть перед начальством, которое грозится применить все кары небесные за срыв подготовки к зиме.
Второй звоночек зазвенел, когда больше месяца у черногорцев не было горячей воды, а ежедневные обещания Василия Белоногова в социальных сетях «еще немного, еще чуть-чуть» стали глобальным раздражителем для не особо щепетильных в общении с властью черногорских мамочек, которым негде купать своих малышей.
Третий звоночек пробил, когда уже Глава республики Валентин Коновалов устроил черногорскому мэру публичную выволочку на официальном заседании, требуя от него решить наконец проблему с горячим водоснабжением второго по величине города в Хакасии. Сил у Василия Васильевича в ответ хватило лишь на то, чтобы кивнуть головой…
Но к чему все это было затеяно? Все просто. В свое время Абаканская ТЭЦ поверила республиканским властям и провела реконструкцию мощностей, увеличив их в расчете на новые рынки сбыта, прежде всего на те тысячи индивидуальных домов, под которые были розданы земельные участки в районе Калинино, Расцвета, Зеленого. Энергетикам обещали, что люди с охотой подключатся к централизованному отоплению и горячему водоснабжению. Но не сложилось. Новоселы предпочли отапливаться по старинке – углем. Отчего экология вокруг Абакана и Черногорска в зимние месяцы просто умерла. А мощности, то есть инвестиции в них, у Абаканской ТЭЦ оказались невостребованными. Их решили направить на Черногорск.
И уже было все решилось, как нежданно-негаданно свалилась на Белоногова личная беда. Вопрос завис. А тут еще и выборы. Которые в итоге полностью поменяли реальность. И все началось по новому кругу, до тех пор, пока за дело вновь не взялся сам Белоногов. Он и решил, что отныне он будет работать «с надежным поставщиком теплоресурса», подразумевая под ним Абаканский филиал СГК. Только вот где тот очаг, который и выдаст необходимый по давлению и температуре ресурс, он скромно умалчивает.
А вот коллектив ООО «ХакТЭК» молчать не намерен. Прежде всего потому, что от дальнейшей работы предприятия зависят судьбы и благополучие сотен семей, у многих впереди – пенсии, у многих – кредиты и ипотека, аренда жилья. И безответственное решение городских властей перечеркнуло все будущее этих людей. Между прочим, черногорцев тоже. И про Усть-Абакан забывать не стоит – в конце прошлого века сами были в аналогичной ситуации, когда закрылся гидролизный завод и его котельная.
У них остается только один вопрос к мэру относительно дальнейшей судьбы всего коммунального хозяйства Черногорска: Василий Васильевич, что имеешь – не хранишь, потерявши – пляшешь!?.. Уничтожив ХакТЭК, Белоногов уничтожил город…
Николай Храмцов