Чем полезны разного рода выборы и приезд на территорию чиновников разного уровня? Тем, что появляется возможность решить точечные проблемы или как минимум начать этот процесс.
Больше пяти лет малый и средний бизнес Хакасии занимает достаточно важный вопрос – почему ему поставили огромный тариф на потребление электроэнергии?
Обвинения сыпались в разные стороны, но если не вдаваться глубоко в суть «последней мили» или политических решений, в упрощенном виде произошедшую ситуацию нам давно представили: мы пользовались льготным тарифом от СШГЭС в силу того, что не стали претендовать на её приватизацию, отпустили от республиканской собственности. 25 лет прошло быстро, и случилось что то вроде «а кто вы такие, чтобы мы на вас теперь не зарабатывали по-взрослому».
Были претензии и даже попытки пободаться с ПАО «РусГидро», чтобы вернуть себе преференции, но это промышленный гигант, за годы значительно окрепший, его так просто голыми руками не взять. Да и как забыть такой финт, когда СШГЭС продолжает оставаться на территории республики, влиять на экологию, пугать всех риском разрушения, а взамен давать высокий тариф для бизнеса?
Нельзя это забывать, и при любом удобном случае необходимо работать с этим вопросом вновь и вновь. Тем более что сейчас, как говорится, и карты нам в руки. В Хакасии активно обсуждают господина Шульгинова. Не будем ставить оценок, хороший он или плохой, имеет узнаваемость или нет, даже малейшего намека на нарушение избирательного законодательства не дадим. Озвучим лишь факт того, что для Шульгинова Хакасия, как утверждают некоторые источники, действительно территория знакомая. С 15 сентября 2015 по 10 ноября 2020 года он был председателем правления — генеральным директором ПАО «РусГидро», а значит, имел прямое отношение к перераспределению правил поведения в энергетическом секторе республике. Ему должны быть точно известны все основания принятия решений, и не исключено, что в его рукавах припасены и решения, которые он может предложить для Хакасии.
Оставим это вопрос на будущее, для предвыборной гонки, не о ней сейчас речь. Мы заостряем внимание в первую очередь на проблеме, которая тормозит развитие сектора МСП. И даже не просто заостряем, а предлагаем решение, которое могло бы стать вполне справедливым.
Давайте вспомним: с 1 января жители Хакасии стали платить за электроэнергию по-новому.
С 1 января 2024 года население Хакасии платит за электроэнергию в соответствии с новым разделением на три группы по объему потребления. В соответствии с приказом «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Республике Хакасия на 2024 год», определены следующие группы по объему потребления электрической энергии:
- 1 группа — до 20 000 кВт·ч в месяц;
- 2 группа — от 20 000 до 20 100 кВт·ч в месяц;
- 3 группа — более 20 100 кВт·ч в месяц.
В Госкомтарифэнерго пообещали, что от такого разделения население «не пострадает абсолютно», потому что будет платить по прежнему тарифу (первая группа). Вторая группа создана лишь потому, что законодательство не позволяет сделать меньше трех групп. Третья группа, потребляющая более 20,1 тыс. кВт/ч в месяц, будет платить в три раза больше. Предполагается, что в эту группу попадут майнеры, которые по сути занимаются коммерческой деятельностью.
Тарифы по группам с 1 января 2024 года будут следующие:
- первая группа: 2,67 рубля за кВт·ч;
- вторая группа: 2,86 рубля за кВт·ч;
- третья группа: 6,42 рубля за кВт·ч.
Суть изменений в том, что майнеров приравнивают к бизнесу и делают это не по признаку регистрации юридического лица, а по признаку потребления. Почему бы такой дифференцированный подход не применить сейчас к МСП?
Буквально еще неделю-две назад информационная повестка была наполнена разного рода утверждениями о том, какое это благо – прогрессивная шкала налогообложения, как же это наконец-то будет справедливо.
Чем бизнес отличается от такого подхода? Представьте себе, что есть ИП, а он работает и потребляет как частное лицо, сидит себе, шьет что-то, к примеру. Почему ему надо платить 7 рублей и больше за киловатт? Он не нагружает сети, не способствует их перегрузу, он несет пользу в виде товара или услуги, в виде налогов. Совсем другое дело – юридическое лицо с более высокими производственными затратами, у которого объективно потребление выше, а значит и вклад в общую нагрузку сетей тоже.
В общем и целом способы и механизмы выработки справедливых решений, признания ошибок, покаяния и реабилитации есть. Надо только иметь желание, волю и ресурсы с одной стороны, а бизнес должен продолжать бороться за свои права с другой стороны. Тогда все в нашей любимой Хакасии будет хорошо.
Александр Рыков
P.S. Под публикацией можно оставлять комментарии, касающиеся развития бизнеса, выборная тематика в силу ограничений по избирательному законодательству временно запрещена.
Ну и карусель с тарифами. Бизнес-то как выживать?
А что, майнеры теперь у нас вне закона что ли?
Да пора уже решать вопросы с энергетикой, а то все на словах.
Так и живем