Наверняка многим нашим читателям доводилось видеть момент аварии с участием машин. Само это мгновение бьёт по нервам. Ещё более напряжённо воспринимаются аварии, в которых сбивают пешеходов. Но самое страшное, когда под удар автомобиля попадают маленькие дети. Однако, как оказалось, есть и ещё более страшный момент – когда сбитого ребёнка, который может умереть, оставляет на обочине водитель, совершивший это ДТП.
Так случилось вечером 20 сентября 2022 года в Абакане, когда с улицы Жукова на тихую улочку Чехова повернул автомобиль. Через пару домов от перекрёстка по правой стороне перед оградой играли дети (к сожалению, как оказалось, достаточно близко от проезжей части). Однако водитель их «не заметил», хотя от кромки асфальта до ближайшего препятствия (дерево), которое хоть как-то могло бы перекрывать обзор – не менее пяти-шести метров.
Один из детей, первоклассник, в какой-то момент слишком далеко шагнул от ворот частного дома, оказавшись слишком близко к асфальту. В этот момент он получил удар, который лишь чудом не оборвал его жизнь. Мальчик упал, потерял сознание и впал в кому. Как установили впоследствии врачи, травм у него оказалось множество.
Черепно-мозговая травма, перелом лямбдовидного шва с переходом на пирамидку правой височной кости… В общем и целом, только по черепу и мозгу ребёнка травм столько, что страшно перечислять. А еще грудная клетка, живот, левое бедро – вот неполный список повреждений по телу.
А что же водитель? А водитель проехал ещё около четырёх домов, остановился, вышел из машины, посмотрел в обратную сторону, после чего спокойно сел обратно и уехал, скрывшись с места ДТП. Но долго скрываться ему не пришлось – он был найден за несколько часов. Как оказалось, проживает он в этом же районе.
Естественно, что при таких последствиях было возбуждено уголовное дело. Однако объяснения этого рулевого по факту ДТП просто обескураживали: «Ехал навстречу солнцу, меня ослепило, ничего не видел, скорость не превышал. Удар почувствовал, но думал, что сбил собаку/кошку, поэтому останавливаться не стал (его показания разнятся в зависимости от источника, одним говорил так, другим эдак).
Логика, конечно, просто зашкаливает. Со слов водителя, ослепило его сразу после поворота на улицу Чехова. Что предписывают ПДД в случае ослепления? Включить аварийную сигнализацию, не меняя полосы движения снизить скорость и остановиться. Однако же данный индивидуум продолжал ехать, якобы ничего не видя. Даже спустя приблизительно семьдесят метров, когда почувствовал удар, он продолжил движение, остановившись лишь через четыре дома.
После этого он вышел и посмотрел назад. Заметьте – солнце уже не могло слепить, так как светило в спину. Но даже с такой подсветкой сзади сбитого им ребёнка на обочине он опять «не увидел», сел обратно в машину и уехал с места ДТП. Казалось бы – этих действий должно было с лихвой хватить и на лишение водительского удостоверения, и на штраф в 30 000 рублей, и на уголовное наказание за причинение тяжких телесных повреждений (ст.118 УК РФ), и на статью 125 УК РФ за оставление в опасности.
Однако ничего из этого так и не произошло. На данный момент с той страшной аварии прошло уже полтора года, мальчик выжил, пришёл в себя, идёт долгий курс реабилитации. Водитель, совершивший ДТП, сначала предлагал 20-30 тысяч рублей компенсации, потом заявил, что за такое больше 100 тысяч никто и не даёт, и на том пропал вовсе.
За это время никаких санкций к нему так и не было применено, жернова правосудия так и не провернулись, будто бы приржавев. Уголовное дело отфутболивалось от следователя к следователю, проведённые экспертизы ставили в тупик своими безграмотными формулировками и невнятным подходом к исследованию. Сложилось такое ощущение, что МВД РХ и прокурорские чины дружно решили обелить водителя, совершившего ДТП.
Как иначе понимать некоторые моменты из уголовного дела и проводимых экспертиз? Вот, судите сами: основываясь лишь на камере наблюдения, эксперты установили, что скорость автомобиля была около 25 км/ч. Как определили? Да очень просто и «надёжно» – замерили «на глазок» расстояние, которое проехал автомобиль уже после ДТП, и поделили на те секунды, что он находился в поле камеры. А то, что это было уже после удара, когда он замедлялся, да и характер травм у ребёнка никак на 25 км/ч не походят – «да это же не важно, чего придираться-то»?
Не обратили внимания и на показания свидетеля, который подъехал к месту ДТП через пару минут. Вот того почему-то солнце не слепило, хотя ехал он в том же направлении. Группу детей и бабушку с внуком на руках он разглядел без проблем и заранее. Похоже, что с трактовкой федерального закона на счёт действий водителя при ослеплении не может определиться даже заместитель министра, начальник Следственного управления В.М. Николаев – посмотрите, как неловко он жонглирует словами.
Правда вот не очень понятно, с каких пор ПДД стали носить рекомендательный характер? Просто представьте ситуацию объяснения с сотрудником ДПС: «Ну и что, что там знак 40 был? Замминистра же ваш сказал, что в ПДД лишь рекомендации! Вот я и ехал 80». Но, быть может, господин при больших погонах просто судит по себе? Кому обязательный, а кому и рекомендательный – поди разберись…
Не смогло следствие определиться и по тому, был ли водитель ослеплён, или всё же не полностью, то ли видел, то ли не видел. И если не полностью, то вроде как и причинно-следственной связи между его ослеплением и совершённым ДТП с тяжкими телесными для сбитого ребёнка не прослеживается. Вот только упускают из виду господа следователи самое главное – почему не остановился хотя бы сразу после удара, если всё-таки ослепление было? И ещё более важное – почему уехал с места ДТП и оставил ребёнка, который мог умереть?
Эту историю редакции «Пульса Хакасии» рассказал дедушка сбитого мальчика. Он ветеран МВД, позади служба в СОБРе, командировки по горячим точкам. Именно он с самого момента аварии занялся этим делом. Однако даже его откровенно «динамят» следователи и прокурорские чины.
Ознакомиться с делом – со скрипом (и зубов тоже). Получить хоть какие-то пояснения – с ещё большим скрипом. А сам том уголовного дела выглядит как реферат двоечника: листы не прошиты, а страницы даже не пронумерованы – любой лист выдерни, любой лист воткни. Тем более что все эти полтора года дело кидали от следователя к следователю. Да что там, со слов дедушки ребенка, даже госномер автомобиля, которым был сбит ребёнок, указан неверно.
Как рассказал нам ветеран МВД, в его же родных пенатах ему сказали: «Это всего лишь технические ошибки, наше авторское право, как хотим, так и пишем». Бумага всё стерпит? А в начале января 2024 года и вовсе взяли да и прекратили дело в связи с отсутствием состава преступления.
Правда вот оповестить об этом забыли, закрыв дело задним числом – пришёл дед на приём к замминистра МВД РХ пожаловаться на нерадивость и нерасторопность его подчинённых, а тот жалобщика отправил в прокуратуру, мол, дело туда передали. Просто промолчал, что это дело три дня уже как закрыли. Ну и постановление о закрытии дела не вручили, естественно. А выяснилось это только спустя две недели!
Но даже в своих невнятных подковёрных игрищах полицейские чиновники не могли всё сделать нормально. В постановлении о закрытии дела опять неверно указан госномер автомобиля виновника ДТП, да и номер самого дела указан не тот. Как говорится – здесь нарушение на нарушении едет, и нарушением погоняет. Наверное, это всё «ошибки технические, наше авторское право так писать».
Нет состава преступления. Пункт ПДД не выполнил – выходит, что ничего страшного, причинно-следственной связи с ДТП не выявлено, да и вообще – правила же носят рекомендательный характер. Искалечил ребёнка – так не специально же, солнце же виновато, а не водитель? Оставил место ДТП, оставил сбитого ребёнка истекать кровью – так не заметил же, или думал, что собака/кошка была? Опять не виноват, в общем.
Такое упорство в отстаивании следствием интересов одного конкретного водителя вызывает множество вопросов и подозрений. Что ж вы так за него радеете, в упор не замечая признаков нескольких уголовных деяний в его исполнении, как будто он ваш родственник, друг, собутыльник?
Во всём этом предстоит разбираться более высоким инстанциям, куда обратился дедушка пострадавшего, ветеран МВД, отстаивая интересы своего покалеченного маленького внука.
Игорь Бац
Если система перешагивает через своих ветеранов, то что могут ждать обычные граждане… Президент говорит, что главное слово сегодняшнего дня – “Справедливость”- а что здесь происходит? Системщики, Вы чего ждёте?
Проклятий Вы не боитесь – это понятно, а если кто-то решит, что раз система не работает и не защищает рядового гражданина, то он имеет право на самосуд? Вот что тогда?
Становится страшно, из-за того что закон можно трактовать как хочешь, но не всем, а тем у кого нет совести, а есть большой карман.
И почему имя главного героя не упомянуто? Это что за лицемерие? У меня нет желания его наказывать, это дело суда, но знать, что этот чел способен на такие поступки я, как гражданин РФ, имею право…