Кандидат наук Алексей Нилогов продолжает рассказ о матери профессора Николая Федоровича Катанова.
- Начало рассказа: Ученый из Хакасии рассказал о матери профессора Н.Ф. Катанова
***
О своей матери Марии (Чамах/Чамак) Степановне хакасский учёный Н. Ф. Катанов рассказал так: «Отец мой был татарин племени Сагай, а мать татарка племени Каш, колена Пюрют. <…> …племя же Каш, из которого происходила моя мать, пришло в долину Абакана с речки Качи у г. Красноярска Енисейской губернии». Об этом он сообщил издателю С. А. Венгерову в ответ на просьбу редакции «Критико-биографического Словаря».
В метрической записи о рождении/крещении Н. Ф. Катанова за 1862 г., которую мы выявили в Госархиве Красноярского края, в справочной литературе девичьей фамилией Марии Степановны называлась Чаптыкова. В очерке жизни и деятельности Н. Ф. Катанова советский лингвист С. Н. Иванов писал: «Мать (девичья фамилия матери — Чаптыкова) была неграмотная, забитая женщина. Отец и мать Катанова состояли в «незаконном» браке, и по метрическому свидетельству Катанов числился «незаконнорождённым»». В этой информации удивительно следующее: С. Н. Иванов, ссылаясь на дело студента Н. Ф. Катанова, в котором и сохранилось метрическое свидетельство о рождении, почему-то не сообщает, что в метрике девичья фамилия вовсе не Чаптыкова.
Согласно метрической записи о рождении/крещении Н. Ф. Катанова полное имя собственное матери — Мария Степановна Кизекова. Надо заметить, что среди хакасских фамилий, зафиксированных этнографом В. Я. Бутанаевым, фамилия «Кизеков» отсутствует. Имеется лишь созвучная фамилия «Кизесов» (сеок «туран», Дальнекаргинский род), однако со слов самого Н. Ф. Катанова ясно, что мать принадлежала к субэтносу качинцев. Имея в своём распоряжении эти первичные сведения, катановеды почему-то забыли уточнить, к какому сеоку принадлежали качинцы Чаптыковы (также писались как Жаптыковы). А это сеок «ах хасха» Шалошина рода. Всё-таки хакасы знают толк в своих сеоках, однофамильцев среди них не так много. Удивляет тот факт, почему Катанов не назвал девичью фамилию матери и собственно сам сеок (этнород). Согласно В. Я. Бутанаеву, сеок «пюрют» есть и среди качинцев, и среди сагайцев. Поэтому слова Катанова о том, что «отец мой был татарин племени Сагай, а мать татарка племени Каш, колена Пюрют» приобретает двойной смысл. Фамилию «Катанов» В. Я. Бутанаев относит к сеоку «бурут» 2-й половины Сагайского рода. Но ведь уточнение «колено Пюрют» относится к матери-татарке племени Каш, а не к отцу. Или не так?..
В общем, фамилия «Кизекова» в качестве девичьей фамилии для невенчанной жены вполне традиционна в метрических записях у инородцев. Фамилия «Чаптыкова» вроде бы и принадлежит к Шалошину роду Качинской степной думы, но нигде в письменных документах не встречается. И вот появляется третий вариант — фамилия «Шадрина», под которой бывшая жена Ф. С. Катанова зафиксирована в нескольких метрических записях по Аскизской Петропавловской церкви, в частности, как мать дочери Анны, рождённой в 1878 году неизвестно от какого мужчины. Как Шадрина мать Катанова по документам относится к 1-й половине Шалошина рода, у Бутанаева Шадрины числятся во 2-й половине. Чаптыковы — также включены в Шалошин род (у Бутанаева без уточнения половины), однако данная фамилия в метрических документах Катановых не встречается.
Скончалась Мария Степановна Катанова 19(31) октября 1883 года, о чём в метрической книге Аскизской Петропавловской церкви имеется запись о смерти/погребении № 27. Причина смерти — от старости, возраст «65 лет» записан ошибочно, так как родилась Мария около 1838 года. Похоронена 22 октября (03 ноября) на кладбище села Аскизского, могила не сохранилась (основание: ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. И-29. Оп. 1. Д. 29. Л. 330об.-331).
Алексей Сергеевич Нилогов, кандидат философских наук, заведующий лабораторией генеалогических исследований, старший научный сотрудник ХакНИИЯЛИ