11 марта 2024 г. в России начинается Масленица — праздник, символизирующий проводы зимы и встречу весны. Он длится семь дней, начинается за 55 дней до Пасхи и завершается перед Великим постом.
Подробнее о празднике — в досье агентства ТАСС.
История установления праздника
По мнению ряда этнографов, Масленица произошла от языческого славянского праздника проводов зимы, который приходился на вторую половину февраля — первую половину марта. Он был привязан ко дню весеннего равноденствия и отмечался две недели: начинался за семь дней до даты солнцестояния (в современном календаре — 20–21 марта) и заканчивался через семь дней после нее. Праздник весеннего равноденствия у славян представлял собой встречу нового астрономического года.
Со временем продолжительность празднования сократилась до семи дней, которые после принятия на Руси христианства стали предшествовать Великому посту. Первые письменные описания обычаев Масленицы относятся к ХVI веку. Однако Мясопуст (одно из названий праздника) упоминался и ранее — в Несторовском (Хлебниковском) списке при описании эпидемии 1090 г. в Киеве.
Наименование праздника происходит от обычая готовить в эти дни разнообразные блюда из творога, сметаны, сливок, масла, яиц, рыбы и других продуктов животного происхождения, исключая, согласно церковным канонам, мясо. Традиция обильного угощения была связана в первую очередь с ритуалами славянского праздника весеннего равноденствия, а после принятия христианства — и с предстоящими длительными ограничениями. В отличие от народной традиции, в православии неделя перед постом не является праздничной, а отводится верующим для подготовки к покаянию и строгому воздержанию, очищения, примирения с ближними. В церковном календаре она носит название Сырной (Мясопустной) седмицы из-за запрета на употребление мясных блюд.
Символы и атрибуты Масленицы
Основное угощение в дни праздника — блины. Согласно народному поверью, чем больше съесть блинов на Масленицу, тем счастливее и богаче будет год. У восточных славян лепешки символизировали солнце, а также являлись ритуальным поминальным блюдом. Первый блин обычно посвящали предкам, клали на окно или отдавали нищим, а блины, испеченные в субботу или воскресенье, относили на кладбище. Во время обряда «похорон» (проводов) Масленицы на чучело также вешали блин.
На Масленицу устраивали народные гулянья, игры, катания с гор и пр. Главным атрибутом праздника являлось чучело Масленицы — символическое изображение зимы и смерти. Его было принято изготавливать в первые дни Сырной недели из соломы или дерева в виде женской (реже — мужской) фигуры и наряжать в яркие одежды. В дни праздника чучело устанавливали на снежной горке или на площадке для игр, катали на санях, а в конце недели сжигали на костре или закапывали, прощаясь таким образом с зимой.
Дни Масленой недели
Масленая неделя в народной традиции делится на два периода. Считалось, что первые три дня являются подготовкой к т. н. широкой Масленице. В это время еще можно вести хозяйственные работы, а с четверга все дела должны были быть отложены.
Каждый день праздника имеет свое название и предполагает определенные действия. В понедельник («встреча») изготавливали и устанавливали чучело Масленицы, начинали печь блины, готовили места для праздничных мероприятий, договаривались с родственниками о посещениях. Во вторник («заигрыш») начинались смотрины невест, а также катания молодежи на санях. В среду («лакомка») в домах накрывали обильные столы для гостей, тещи приглашали на блины зятьев. В четверг («перелом», «разгул») начинались массовые народные гулянья, кулачные бои, конские бега, катания с гор, игры по взятию снежной крепости и т. п. В пятницу («тещины вечерки», «тещины блины») тещи ходили на угощения к зятьям. На шестой день («золовкины посиделки») родных в гости приглашали уже сестры мужей.
Прощёное воскресенье
Седьмой день называется Прощёным воскресеньем, он посвящен предстоящему посту и духовному очищению после праздничной недели. В это время принято просить друг у друга прощения за причиненные обиды и навещать могилы родных.
В храмах священнослужители совершают особый чин, во время которого настоятель с земным поклоном просит прощения у клира и прихожан, и они отвечают ему тем же. Все присутствующие поочередно подходят к настоятелю за прощением, целуют крест и иконы, а священнослужители при этом целуют друг друга в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. Традиция восходит к древности, когда в Египте и Палестине монахи на время Великого поста покидали свои храмы и уходили в пустыню, чтобы поститься и молиться в строгом уединении. Они не знали, вернутся ли назад к Пасхе, потому прощались и примирялись друг с другом заранее. Обычай росить прощения в последний день перед постом широко распространился и у мирян.
В Прощёное воскресенье разрешено употреблять скоромную пищу (мясные блюда исключены). По народной традиции вечером устраивают торжественные проводы Масленицы, разводят очистительные костры, на которых сжигают чучело.
Масленица в России
После революции 1917 г. и прихода к власти большевиков Масленица, как и многие другие праздники, была признана буржуазным пережитком. Однако официального запрета на нее не последовало, поскольку праздник не входил в число религиозных, оставаясь, по сути, языческим. Традиция возобновилась в 1960-е гг., при этом само празднование, которое называли «Проводы русской зимы», проходило обычно в последние дни Масленой недели. В это время в некоторых парках и скверах устраивали культурно-массовые мероприятия, ярмарки с блинами и угощениями, строили для детей снежные крепости и пр.
Первый крупный фестиваль «Широкая Масленица» состоялся в Москве 11–17 марта 2002 г. Он был организован решением столичного правительства от 19 февраля 2002 г. для привлечения туристов. С тех пор подобные фестивали проводятся в Москве и в других российских городах ежегодно. Центром праздничных мероприятий становятся т. н. масленичные городки, где организуют ярмарки, концерты фольклорных коллективов, игры и состязания. В Москве такими местами являются столичные парки, некоторые музеи, а также площадки в центре города (Васильевский спуск, Манежная площадь и др.).