Когда-то в Хакасии развивали мелиорацию, чтобы повышать плодородие земель и, в конечном итоге, делать сельскохозяйственную отрасль более эффективной и прибыльной. Возможно ли возрождение этой традиции в нашей республике? Свой взгляд на этот вопрос представляет кандидат экономических наук Татьяна Ковалева эксклюзивно для «Пульса Хакасии».
***
На прошлой неделе президент В.В. Путин посетил форум АСИ «Сильные идеи для нового времени» и открытие «Игр Будущего», а также сел за штурвал модернизированного стратегического ракетоносца Ту–160М, самого крупного в истории военной авиации сверхзвукового самолёта. Последняя новость вызвала лично у меня массу положительных эмоций, потому что, как сказали в телевизионном репортаже об этом событии, эти самолёты не строились в нашей стране уже много лет! Были только чертежи и техническая документация, которую истинные патриоты России, сотрудники предприятий сохранили и не дали уничтожить в смутные времена. И вот теперь этот самолёт, пройдя модернизацию, встал на крыло и будет собираться серийно, обеспечивая безопасность нашей страны!
Так, может быть, и нам в Хакасии вернуться к опыту развития тех отраслей и производств, которые можно считать традиционными и которые значительно повышают отдачу от включённых в оборот экономически значимых ресурсов региона?
Например, сегодня много говорится о том, что строительство – это драйвер развития региона, что выделение земель под строительство жилья, тянет за собой развитие производства строительных и отделочных материалов и других смежных отраслей.
Так почему же тогда нам не вспомнить о развитии такого направления улучшения качества земель, как мелиорация? Ведь ещё при Петре Столыпине был основан отдел земельных отношений, и до 1917 года в России количество орошаемых земель достигло 3,8 млн га, а спустя век осталось около 2 млн га.
В 1948 г. в СССР был принят «План преобразования природы», который предусматривал создание лесозащитных полос протяжённостью 5,3 тыс. км и 44 тыс. прудов для колхозных хозяйств.
В 1954 г. Н.С. Хрущёв инициировал поднятие целины, по итогам которой было включено в деловой оборот 40 млн га целинных и залежных земель.
Майский пленум ЦК КПСС 1966 г. положил начало «золотому веку» отечественной мелиорации. Люди старшего поколения, наверняка помнят эти лозунги: «Мелиорация земель – всенародная задача», «Мелиорация – дело каждого», «Будущее сельского хозяйства – это мелиорация».
Под мелиорацию, то есть меры по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия, а именно, под орошение засушливых и осушение переувлажнённых земель, борьбу с эрозией и засолённостью почв, уборку камней с полей и улучшение естественных кормовых угодий, обводнение пастбищ в засушливых районах, попала большая часть территории государства Средняя Азия, Поволжье, Белоруссия, Украина, Центральная Сибирь и другие регионы.
К сожалению, после развала СССР финансирование мелиорации прекратилось, потому что цели первоначального накопления капитала были не в развитии того, что досталось даром, а в том, чтобы побыстрее это имущество конвертировать в деньги, которые спустить на потребление здесь и сейчас, как будто завтра не настанет и детям нашим в нём нет места…
Просто почувствуйте разницу, как бы нb ругали СССР, но в нём так много было сделано с мыслью о будущем, то, о чём на Западе только говорили, о необходимости сохранять окружающую среду, чтобы обеспечить условия жизни будущим поколениям, в нашей стране тогда уже реализовывалось!
Давайте исходить из того, что сегодня наступило «время собирать камни», и здравый смысл подсказывает, что нам необходимо возвращаться к положительному опыту прошлого, чтобы восстановить то, от чего так бездумно, в угоду сиюминутной выгоде, когда–то отказались.
Например, все в Абакане знают прекрасное здание по адресу: ул. Кирова, д. 100, и что это здание называется «Востоксибгипроводхоз» (Восточно–Сибирский государственный институт по проектированию водохозяйственного и мелиоративного строительства).
Но мало кто знает, что официальная история этого учреждения началась 1 сентября 1934 г. в качестве проектного бюро «Уйбатстроя», затем, с 1 января 1951 г., это Абаканская проектно–изыскательская экспедиция, а с 1968 г. – Абаканский филиал института «Росгипроводхоз» Министерства сельского хозяйства РСФСР, в отделе изысканий которого были изыскательские партии и отряды, а кроме этого, с 1953 года начала работу Койбальская экспедиция, изучавшая возможности мелиорации и включения в сельскохозяйственный оборот этих земель, а затем экспедиции и в другие районы региона.
В 1968 году институт был реорганизован в институт «Востоксибгипроводхоз» и подчинен управлению проектных работ министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР (это к вопросу о наличии в Республике Хакасия уникальных компетенций). На его сотрудников было возложено составление проектно-сметной документации для водохозяйственного и мелиоративного строительства в Бурятской АССР, Тувинской АССР, Красноярском крае, Иркутской области, а также для сельскохозяйственного строительства в Хакасской автономной области.
Надеюсь, что и сегодня техническая: проектная и изыскательская документация на водохозяйственное и сельскохозяйственное строительство, пояснительные записки, сметы и чертежи, отчеты по проектам, хранятся в техническом архиве этого института. Это очень важно, так как речь идёт о проектах оросительных и осушительных систем, снижения засолённости почв, строительства прудов, водохранилищ, водопроводов групповых и локальных, объектов обводнения пастбищ, антиэрозийных мероприятиях, к реализации которых на территории Республики Хакасия сегодня можно и нужно возвращаться.
На момент начала перестройки в Хакасской автономной области была развитая оросительная сеть, даже сегодня в районе с. Кирба в Алтайском районе видны прямые линии, рассекающие поля как напоминание о расположенных там когда-то арыках. Выше Беи была выстроена сеть прудов, где скапливалась вода в период таяния снега, потом, по мере необходимости, запорные устройства открывались, и вода поступала в систему каналов и арыков, откуда с помощью поливочных установок, «фрегатов», производился полив. Аналогичная сеть работала в Усть-Абаканском районе, остатки этой системы в рабочем состоянии можно летом увидеть в Аскизской районе.
Участки передвижных механизированных колонн (ПМК) «Минводстроя» СССР находились в различных населённых пунктах Хакасской автономной области, где выполняли весь комплекс работ по мелиорации земель, строительству жилья и объектов соцкультбыта.
Мелиорация — это не дёшево и это комплексная стратегическая задача, для решения которой требуется наличие специальных знаний и умений, которыми руководители КФХ не обладают, что приводит не просто к снижению, а порой к утрате плодородия почв, недополучению урожая в силу нестабильных климатических условий, недаром же к Хакасии применяется термин «зона рискованного земледелия».
Понимаю, что вызову в свой адрес многочисленную критику, что, мол, это раньше, в советские времена, можно было бы сделать, а сейчас и земля, и водные ресурсы находятся в чей-то собственности, и не обязательно, что эти собственники, готовы будут заниматься мелиорацией.
Но без этих усилий не вижу иного пути по повышению эффективности сельского хозяйства в Республике Хакасия и считаю, что это по-настоящему значимый проект, который может быть реализован в формате государственно-частного партнёрства и за помощью, в решении которого, можно обратиться к президенту нашей страны.
Возрождение систем орошения, возвращение в деловой оборот заброшенных земель сельхозназначения, переход к принципам «умного» сельского хозяйства, повышение интенсивности использования сельскохозяйственных ресурсов, строительство сети современных овощехранилищ, обеспечивающих сохранность продукции в течение длительного срока и её ритмичные поставки на перерабатывающие производства региона в течение года, всё это только в комплексе позволит по-настоящему повысить значение отрасли сельхозпроизводства в экономике Республики Хакасия.
Татьяна Ковалева
О мелиорации вспомнили, а где реальные дела? Бумажки пишут, а полей то все меньше и меньше.
Да, мелиорация звучит заманчиво, но ведь это не волшебная палочка. Где гарантии, что нашли умельцев, а не очередных теоретиков?
Короводства мало? Теперь хотите, что бы за покраску волос взялись.
Весна, Ковалеву прет!
Всегда одни планы и обсуждения, а когда до дела доходит — тишина.
С гарантией как с мифом — красиво на словах, а практики ноль. Проекты бросили в забвение, а теперь чего, прозрели?
Красиво рассказали про прошлое, а сейчас что? Заброшенность и упадок налицо.