
По определению шкентель представляет собой трос, один из концов которого оснащается коушем, гаком или блоком. Стандартно приспособление используется в процессе подъема шлюпок или груза. Изделия незаменимы в судоходстве – они получили колоссальное распространение.
Однако все возможности использования шкентелей известны только занятым в отрасли специалистам. Мы проанализировали возможность их использования в погрузочно-разгрузочных работах в условиях открытого моря, используя информацию с сайта компании Р-Системс — https://ropesystems.ru. Оказалось, что в некоторых случаях соединение одного судна с другим при помощи шкентелей будет наиболее эффективным при использовании определенного такелажа.
Как проходят погрузочно-разгрузочные работы с использованием шкентелей
Задача изделий в данном случае соединить большее судно с меньшим, которое находится в непосредственной близости от него. Работы проводят по известной в судоходстве системе «телефон». В процессе одну судовую стрелку отправляют за борт таким образом, чтобы она могла свободно перемещаться и быть эффективной в перемещении грузов с малого судна на большое и наоборот. Вторая стрелка при этом находится непосредственно над трюмом наибольшего судна. Шкентели первой и второй стрелок соединяют при помощи одного грузового гака.
Преимущества данного метода:
- Работы могут проводиться даже в условиях сильного ветра.
- Они характеризуются простотой и высокой скоростью.
- Оборудование и такелаж доступны, экономичны.
- Процессы подъема и опускания грузов характеризуются высокой эффективностью.
- При соблюдении требований безопасности они имеют минимальные риски.
Однако стремящиеся к нулю риски все же не исключают необходимости принимать дополнительные меры предосторожности. Важно учитывать, что в случае обрыва средней оттяжки обе стрелки начинают свободное движение. Поэтому важна особая прочность конструкции – это позволяет избежать травм, порчи грузов и конструкций.
В процессе связи большего судна с меньшим в условиях открытого моря при помощи системы стрелок со шкентелями важно учитывать и специфику временной стоянки. В частности, реакцию на различные волны. Так меньшее судно будет ощущать волны гораздо сильнее, чем большее. Поэтому в процессе проведения погрузочно-разгрузочных работ важно учитывать динамику.
Пример: при подъеме на гребень меньшего судна необходимо подобрать шкентели так, чтобы они практически не имели слабины. Затем следует задержать процесс на несколько мгновений, чтобы попасть в темп волны. Когда меньшее судно будет проваливаться по направлению к подошве последней, важно уже оторвать груз от него и быстро направить предметы по направлению к трюму большего судна.