Хакасия настолько отстаёт от соседей, что новости из Красноярска, где на городские маршруты выходят современные электробусы, выглядят почти как привет с другой планеты.
Взбодренные обязательной зарядкой в общественном транспорте, мы идем на службу. Примерно так в известном фильме «Служебный роман» начиналось знакомство с героем киноленты Новосельцевым, который добирался до своей статистической конторы на автобусе. Шедевр советского кинематографа снимали еще в 1970 годах, то есть 50 лет назад, но за это время в некоторых регионах, например в Хакасии, мало что изменилось, а возможно даже стало хуже.
В советские времена по Абакану ездили большие ЛИАЗы, в народе прозванные «скотовозами», но в начале двухтысячных их сменили маленькие ПАЗики, которые вмещают мало пассажиров и в час пик переполнены донельзя.
Ездить в ПАЗиках некомфортно и неудобно по ряду причин. Отдельного внимания заслуживает система оплаты проезда – в Абакане в общественном транспорте (кроме муниципальных троллейбусов) до сих пор расплачиваются наличкой, что в современном мире распространения безналичных платежей выглядит архаичной приметой прошлого.
Недостатки общественного транспорта столицы Хакасии обсуждаются давно, но суть не меняется. По городу как ездили ПАЗики, так и ездят, как принимали плату за проезд наличными, так и принимают. В первую очередь это выгодно перевозчикам, так как маленький ПАЗик более экономичен, во-вторых – оплата наличными упрощает процедуру ухода от всякого рода платежей в виде налогов и тому подобных обременений, опустошающих карман предпринимателя.
В правительстве РХ о проблеме знают, но каких-либо действенных подвижек не наблюдается, за исключением Абакана, где скоро обещают ввести безналичную оплату в муниципальных автобусах. В республиканском кабмине в последние годы занимают позицию, в соответствии с которой проблемы муниципалитетов в первую очередь должны решать сами муниципалитеты, хотя наведение порядка в сфере столичных перевозок должно быть делом общим. Власти Абакана, конечно, стараются, но где уж думать о будущем, когда все мысли о том, как сохранить то, что есть. У пассажироперевозчиков Абакана не хватает водителей, из-за чего ряд невыгодных бизнесу маршрутов периодически оказывается на грани закрытия.
Вот и получается, что Абакан хоть и столица республики, но общественный транспорт у нас такой, что и в захолустье не всегда встретишь. На этом фоне последние новости из Красноярска – как привет с другой планеты. Как сообщает пресс-служба губернатора Красноярского края, в краевом центре вышли на тестовые испытания первые 20 электробусов.
Вместительные автобусы (85 пассажиров) приобретены в рамках национальных проектов «Экология» и «Безопасные качественные дороги». Новый общественный транспорт оснащен системой ГЛОНАСС, светодиодными табло, системами видеонаблюдения и климат-контроля, спутниковой навигацией, Wi-Fi и USB-разъемами, оборудован для перевоза маломобильных пассажиров. Специальные системы позволяют контролировать более 300 параметров электробуса в онлайн-режиме и передавать данные диспетчеру. Расчет за проезд возможен по банковской, транспортной или социальной карте, а также наличными.
Фото: Александр Черных, пресс-служба губернатора Красноярского края
«Здорово, что не зависит от контактной сети, это даст и большую маневренность и вклад в улучшение экологической обстановки в Красноярске. Есть цель к 2028 году, к 400-летию краевой столицы, весь муниципальный транспорт сделать высокого экологического класса», – сказал губернатор Красноярского края Михаил Котюков.
Фото: Александр Черных, пресс-служба губернатора Красноярского края
А теперь сравните красноярский электробус с абаканским ПАЗиком и, как говорится, почувствуйте разницу. Стыдно, что Хакасия отстает от соседей. Конечно, понятно, что об общественном транспорте руководители республики имеют весьма отдаленное представление, потому что на работу их возят на служебных автомобилях, но надо же и о народе думать. Помнится, что как раз тем самым людям, которые передвигаются по городу в переполненных старых автобусах, вы обещали, что будете о них заботиться.
Александр Соловец
Электробусы в Красноярске, красиво. А у нас в Хакасии всё на уровне “скоро обещают”. Наверное, “скоро” это новое “никогда”.
Хакасия и прогресс – как два параллельных мира, правда? Пока одни летают в космос, у нас даже наличные не отменили в автобусах.
В Красноярске идут в ногу со временем, а у нас все как в старом анекдоте – на месте стоим.
С электробусами там, а у нас? Ну хоть пазики на колесах, не на бревнах катаются.
А разве Абакан столица? Так ведь и не утвердили статус.
Абакан не за горами до электробусов, да? Не о технике дело, а о желании властей работать на будущее.
Замечательно, когда кто-то рядом делает шаги вперед, а у нас что?
Отставание Хакасии от соседей уже ни для кого не новость, а изменений как не было, так нет.
Мечты мечтами, а реальность такова, что ПАЗики по прежнему в моде, модернизация же всё в тех же обещаниях.
Коновалов обещает и обещает, а когда эти обещания сбываются? Разве что в день святого никогда
Унылые ПАЗики, унылые кондукторы и водители, нерадостные пассажиры. Вот так слетает столичный флер с нашего городка