Заглядывая в глубину десятилетий, неизменно встречаемся с моментами, переломившими ход истории и накладывающими отпечаток на будущее. В преддверии столетия со дня ухода из жизни Владимира Ильича Ленина — фигуры противоречивой, но несомненно влиятельной и изменившей в своё время ход истории во всём мире, и Хакасия здесь не исключение, — кандидат исторических наук Станислав Угдыжеков проникает в тонкости исторической памяти. Автор выстраивает мосты между прошлым и настоящим, затрагивая личные воспоминания и общественные настроения. Пройдитесь вместе с ним по следам огромной империи, узнайте, как звучит эхо ленинской эпохи в современной Хакасии и какие уроки мы можем извлечь из бурной истории прошлого.
Николай Доможаков О ЛЕНИНЕ.
Законы новый жизни славя,
Старухи древние в селе
Портреты ленинские ставят
С цветами рядом на столе.
Ленин —в сердце трудящихся масс,
Ленин—с нами и в каждом из нас!
1939 г. С хакасского перевел Александр Ойслендер.
«Сегодня, 100 лет со дня смерти В.И. Ленина. Для всего мира это была знаковая фигура. Для Хакасии особенно близкая, потому что он по соседству отбывал трёхлетнюю ссылку в селе Шушенском. Абакан был «аэродромом подскока» для иностранных туристов — делегаций из стран социалистического лагеря, представителей коммунистического и рабочего движения.
Дело в том, что в Сибири для иностранцев были открыты только два города — Новосибирск и Абакан. Так что помимо массового паломничества в музей-заповедник советских граждан туристические организации могли сообщать о посещении Абакана и Шушенского до 6 тыс. иностранных гостей в месяц. Сейчас мы о таком количестве не можем мечтать. Туристическое наследие Ильича, если так можно выразиться, мы утратили.
Как-то давно я жил в доме, точнее это был ряд таких одинаковых девятиэтажных желтых домов (в Абакане их горделиво зовут свечками). И на крышах этого комплекса читалась надпись крупными буквами: ЛЕНИНИЗМ — ЗНАМЯ НАШЕЙ ЭПОХИ. Рядом располагалась редакция газеты «Ленин чолы», в общем, Ленин окружал меня везде с самого детства. В 7 лет я стал октябренком и носил значок с маленьким мальчиком Вовой. В 10 лет весь наш класс приняли в пионеры у дома Ленина в Шушенском, где мы попили воды из фонтанчика рядом и принесли клятвы. Наши замечательные учителя превратили это формальное мероприятие в детский праздник с выездом на природу и пикником.
К возрасту вступления в комсомол (имени Ленина) мы уже чувствовали юношески остро некое существенное расхождение между миром внушаемых идей — по-ленинским заветам старательно учиться и быть хорошими советскими людьми — и миром реальных личных и общественных запросов. По телевизору говорили одно, но жили по-другому. Это ощущение безвременья хорошо выражено советскими фильмами 70-80-х гг. Не было революционного напора. Товарищ Андропов, например, предлагал рывок — увеличить производительность труда на 1%. На 65-м году советской власти она провозгласила всенародным делом продовольственную программу (лозунг до сих пор висит на промышленном задании в Саяногорске). Даже накормить страну не удавалось.
И тут вновь выручил Ленин — стали много говорить с высоких трибун, что надо перестраиваться — при этом возвращаясь к идеалам ленинизма. Вернем, мол, его демократизм, порыв и гласность. Это обращение к трудам ленинизма привело к поразительному эффекту. Вождь мирового пролетариата оказался совсем не тем смешным человеком в пиджаке и кепке, которого изображали в советском кино. Он предстал яростным фанатиком, братом казненного царем террориста. Ульянов отсидел больше года в одиночной камере перед ссылкой, это оказывает суровое воздействие на психику и характер заключенного. Он сокрушил огромную империю, которой казалось суждено было быть лидером человечества. Небывалое развитие экономики, науки и культуры, как и в ряде других великих революций, обернулось ураганной силой разрушения всех устоев. Ленин как революционер был последователен. Он отменил ВСЕ законы: в России исчезли законы и суды. По-ученому это называют аномия, по-простому — беспредел. Он пролил моря крови в гражданской войне и переустройстве общества. Он уничтожил целые классы, то есть «большие группы людей» по определению в словаре.
Но по закону диалектики Ленин раскрылся и с созидающей стороны. На второй день после октябрьского переворота он возглавил новое государство. Собственно, и было то больше некому: в его правительстве — совнаркоме — он был единственным членом с высшим образованием (хотя и экстерном). С присущей ему бешеной энергией он создавал основы новой государственности: летели декреты, создавались ЧК, РККА, Собес, Продснаб и прочие советские органы. И главное — у него был, как сейчас модно говорить, образ будущего. Большевики научились великолепной пропаганде и давали ответы на самые главные вопросы: – «Вся власть Советам!» (но советы контролировали ленинцы), «Мир – народам!» (миллионы воюющих солдат хлынули с фронта, получив опыт боевых действий), «Земля – крестьянам!» (вековая мечта земледельцев о «чёрном переделе» осуществилась), «Фабрики – рабочим!» (частная собственность отменяется). Что этим «красным» лозунгам противопоставляли условные «белые»? Да, по сути, только голое отрицание без конструктивных предложений: так нельзя, надо подождать, дождёмся учредительного собрания и т.п. Это как-то не вдохновляет общество, которому Ленин открывает совершенно новые перспективы. Кстати, были национализированы банки, другие кредитные организации, страховые заведения — теперь и закона нет, а значит можно не платить за кредиты и не погашать ипотеки. Если вы за халяву, тогда поддержите нас — большевиков, как бы сказал этот великий соблазнитель с лукавым прищуром. Освобождались пострадавшие от старого режима каторжане и самые отъявленные уголовники. В буквальном смысле снимались тяжкие оковы и рушились темницы. С улиц исчезла полиция и жандармы. Куда-то растворились охранительные общественные организации типа черносотенцев, а на них при государе-батюшки тратились небывалые суммы.
Чему же нас — в нечужой Ленину Хакасии — может научить этот исторический опыт? А вот кого как, знаете ли. Владимир Ленин утверждал, чтобы объединиться — надо сначала хорошенько размежеваться. Ведь по учению Маркса в каждой нации есть два народа на самом деле — верхний и нижний слой.
Народу надо думать о легальных способах отстаивания своих прав, которые существенно эффективнее революционных порывов в перспективе. Надо учиться этому, расти над собой и перенимать опыт, использовать существующие институты. Ибо сказано тем же Ильичом — «надо учиться работать даже в самых реакционных профсоюзах». И главное — не поддаваться посулам, соблазняющим легкими решениями. Про лозунги и популизм мы знаем давно. Землю у крестьян-то отобрали коммунисты, с миром у них было тоже не очень, а хлеб так и вовсе не родился.
Элите же в виде совета от вождя из Мавзолея — не продавайте большевикам ту веревку, на которой они вас повесят. Точнее — не давайте повода достаточного. Не способствуйте социальной розни, не сгоняйте фермеров с земли для угольных разрезов, не разрушайте дороги и электросети коррупционными схемами, предусмотрите ремонты и регламенты, обеспечьте честность судов и т.д. Надежа на социальный мир еще есть. Однако, как якобы говорил учитель Ленина — «нет такого преступления, на которое капитал не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».
Станислав Угдыжеков