ДомойОбществоНа такой карете прошлого, как абаканские ПАЗики, далеко не уедешь

На такой карете прошлого, как абаканские ПАЗики, далеко не уедешь

-

Среди городов Сибири Абакан сегодня лидирует по многим показателям, например по вводу в эксплуатацию нового жилья, но есть и такие сферы хозяйства, где существуют застарелые проблемы. В частности, по качеству общественного транспорта столица Хакасии особыми результатами не блещет – это если говорить официальным языком статистики, а если обсуждать тему на бытовом уровне, то это просто позор какой-то.

Утро рабочего дня в общественном транспорте Абакана напоминает сцену из известного фильма «Служебный роман», когда Анатолий Новосельцев ехал на работу. Давка в автобусах в те времена была знатная, но если кто-то думает, что сегодня стало лучше, тот глубоко ошибается. Если говорить про Абакан, то в некотором роде стало даже хуже из-за того, что большие автобусы (типа Икарусов-гармошек и ЛиАЗов-скотовозов) исчезли, а пассажиров, которых меньше не стало, вот уже четверть века возят маленькие ПАЗики.

Удобный в обслуживании, недорогой в эксплуатации (в особенности при переходе на газ – на этом более дешевом топливе ездят практически все абаканские перевозчики) мало пригоден как маршрутный автобус для городских маршрутов. Во-первых, забираться в ПАЗик неудобно – он слишком высокий, во-вторых, места в нем мало, поэтому в часы пик пассажиры в ПАЗике как селедки в бочке.

Массовая закупка маленьких автобусов для городских перевозок в Абакане началась с приходом в эту сферу Александра Семенова, который быстро смекнул, как можно добиваться оптимизации затрат и повышения доходности. Качество перевозок пассажиров в этой цепочке – звено второстепенное, а то и третьестепенное.

Привести пассажироперевозки в цивилизованное русло пытался бывший глава Абакана Николай Булакин, но этим и многим другим планам градоначальника не суждено было сбыться. Он погиб. Местные автобусники тем временем приобрели покровителя в лице главы Хакасии Валентина Коновалова. Семенов был руководителем фракции КПРФ в Верховном Совете прошлого созыва, а его правой рукой – коллега по автобусному бизнесу Галина Кожевникова.

Связано это каким-то образом или нет, но вопросы по поводу перехода предпринимателей на низкопольные автобусы сами собой сошли на нет. Минувшей зимой Семенов скрылся с радаров, но автобусы его автохозяйства и партнеров продолжают колесить по абаканским маршрутам, принося хозяевам прибыль.

Чем еще невыгодно отличаются наши пассажироперевозки – это архаичная система расчета за проезд. В общественном транспорте (за исключением муниципальных троллейбусов) принимают исключительно наличные деньги, что неудобно пассажирам, и напротив может быть в плюс хозяевам автобусов, ведь хорошо известно, что серые схемы ухода от налогов проще проводить при наличном расчете.

Власти Абакана развивают сферу городских перевозок с помощью муниципальных троллейбусов. Это экологически чистый и удобный вид транспорта, где кстати можно расплатиться банковской картой. Однако, заменить все автобусы троллейбусами нереально, да и не нужно. Но как быть с коммерческим транспортом, представленным ПАЗИКами. Во-первых, в них неудобно ездить пассажирам, во-вторых, такому транспорту очень удивляются гости Хакасии. Республика, претендующая на звание туристической мекки, теряет свою привлекательность в глазах туристов, о чем свидетельствуют рассказы наших гостей и официальная статистика.

По данным Санкт-Петербургской Ассоциации транспортных инженеров Simetra (исследования проводились в первом квартале прошлого года среди региональных центров страны)? в первую тройку лучших городов России вошли Пермь, Новокузнецк, Екатеринбург. В ТОП-10 – Новосибирск, Красноярск и Кемерово. Абакан в этом списке оказался на 74 месте. Среди параметров оценки – физическая и ценовая доступность транспорта, эффективность сети, комфорт и удобство, безопасность и устойчивое развитие транспортной системы.

На положение в рейтинге особым образом влияет состояние общественного транспорта, например Кемерово молниеносно попало в ТОП-10 благодаря существенному обновлению подвижного состава автобусного парка, в том числе за счет приобретения низкопольных машин. Абакан? Пока что, находясь в середнячках по ценовой доступности и эффективности сети, выглядит непрезентабельно и в рейтингах, и в жизни из-за старых и по сути мало пригодных для городских перевозок ПАЗиков.

Что с этим делать – вероятно, будет решать новый состав правительстве РХ и Верховного Совета, потому что вопрос важный, и силами администрации города и главы Абакана, при всем их желании, его сложно решить. Для всех очевидно, что приведение общественного транспорта города в достойный и цивилизованный вид – это реальный шаг по пути превращения Абакана в настоящую региональную столицу. А на такой карете прошлого, как убитые ПАЗики, далеко не уедешь.

Александр Соловец

Пульс Хакасии в telegram

2 КОММЕНТАРИИ

Подписаться
Уведомление о

2 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
сима
1 год назад

Не знаю как, но в Сочи перед Олимпийскими играми всех перевозчиков на газельках и пазиках жестко нагнули и они мигом исчезли с городских улиц. Летом приехали на отдых, смотрим, кругом новые автобусы, ни одной таратайки, как прежде. Говорят, население, даже не заметило, как замена произошла. И никто не бастовал, не возмущался в открытую. Нужны воля и желание решить проблему. Не хочешь менять автобусы, не получишь лицензию. Думаю, желающие найдутся заняться этим прибыльным делом, возможно и муниципалитет вложится..

Старик
1 год назад

Ничего Булакин не делал. Он просто отдал все перевозки Семенову и все. Вспомните, что Семенов устраивал дважды забастовки, когда автобусы тупо не выходили на линии. Булакин просто перестал контролировать. В этом коллапсе только его вина. И не спорьте, я знаю. Близок давно к администрации

2
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x