Дурно пахнущая история вокруг водоснабжения поселка станции Оросительная Абаканской дистанции Красноярской железной дороги возникла не сегодня, когда все актуальные СМИ, и даже новоправительственная РТС, бросились освещать старую проблему. И не вчера, и даже не позавчера. Минимум лет 15 этой проблеме, и все о ней знают. Но никто не решается её ликвидировать.
С проблемой подачи технической воды из оросительного канала системы мелиорации сельхозземель Усть-Абаканского района по линии «река Уйбат – сеть каналов» для жителей Оросительного я познакомился в ноябре 2012 года, когда по их приглашению побывал в поселке. Уже тогда жители били в набат, что после некоторых мероприятий по оптимизации работы технических служб железной дороги им перекрыли доступ к скважине с технической водой, которой они пользовались всегда. Но пришли другие времена, другое начальство, которое и решило: «Халяве не быть!». И в буквальном смысле слова обнесло стеной непроникновения стратегический объект подачи воды. Для всех, кроме своих технических служб.
Но лиха беда начало… Всю прелесть отсутствия воды сельчане почувствовали совсем скоро, когда домашний скот, а это для многих семей в Оросительном был единственный источник к существованию, остался без воды. Не стало воды и для бытовых нужд жителей. Поначалу спасались привозной питьевой (еще одна сторона медали водоснабжения Оросительного). Но и тут все быстро все закончилось – обычных объемов воды катастрофически не хватало, возросшие потребности удовлетворять стало затруднительно – техника не железная, средств на ГСМ практически не выделялось. Доможаковский сельсовет, в ведении которого и находится Оросительный, принял «соломоново» решение – повысил тариф как на саму воду, так и на ее доставку в поселок. Вода получилась дороже молока и солярки вместе взятых.
Те из жителей Оросительного, кто пошустрей и помоложе, бросили свои дома, хозяйство и подались в город или соседние, более благополучные села. В родных местах остались старики и дети…
Но тут случилось «чудо»! Оросительный каким-то боком вдруг был причислен к «малым селам» Хакасии и ему пообещали новый ФАП. ФАП и вправду построили, но с огромным браком – без вентиляции, без коммуникаций (воды-то централизованной нет, как и отопления). В общем, получилась коробочка из дорогущего кирпича. Сдавали с помпой, ленточкой, оркестром. Главным на сельском празднике был ныне уголовно преследуемый глава Усть-Абаканского района Виктор Рябчевский. Которого, впрочем, проблема водоснабжения поселка не интересовала.
Пришла осень 2013 года. Выборы. Сельчанам снова повезло, им пообещали, что их проблему решать в рамках проекта «Чистая вода». Но обещать – не значит сделать, это уже обычная сложившаяся практика. Впрочем, Администрация Усть-Абаканского района, а особенно тогдашний первый заместитель Главы Вячеслав Тутатчиков, предложили выделить субсидии на каждое домовладение для бурения скважины. Но гидрогеологи идею забраковали – под Оросительным в недрах нет качественной питьевой воды, которая бы соответствовала всем нормативам – санитарным, экологическим, техническим.
Но вернемся к каналу. Чувствуя приближение горячей предвыборной поры, власти нашли средства и технику, чтобы прочистить русло канала, подновить запорную «инженерку», подлатать укрепительные сооружения. Но с одним большим НО! Власти расчистили основное русло канала, а вот от него и до своих огородов жители Оросительного рукава должны были делать каналы сами и за свой счет. В метрах это было от 100 до 300, по деньгам – от 5000 до 15000 рублей. О таком юридическом термине, как «сервитут» соседи-сельчане слышать не слышали, поэтому на какой-то момент Оросительный превратился в «мини-Венецию» – количество каналов-рукавов было около сотни, и они причудливой сеткой расползлись по всему поселку. На радость детворе, домашнему скоту, всяким гусям-уткам, поросятам…
Счастью пришел конец ровно тогда, когда на близлежащих плантациях-теплицах наших друзей из Поднебесной чухнули, что вода-то в канале бесплатная! И с трудовым китайским энтузиазмом новоявленные сибирские фермеры-китайцы по своему перекроили сетку каналов и рукавов, пустив благодатную влагу на свои поля. Воды в Оросительном снова не стало… Власть отмахнулась: «Что, мол, вам каждую неделю канал чистить? Никаких бюджетов не напасешься!». А между тем люди набрали кредитов под бешеные проценты, чтобы подвести воду к своим домам.
История вернулась на второй круг: привозная «золотая» вода снова пошла в бытовой обиход. Если кто-то бывал в Оросительном, то обратил внимание на главную особенность: возле каждого дома стоят по две-три бочки. Для воды. Водовоз в Оросительном стал вестником счастья, а болезнь водителя или поломка машины с цистерной воспринималась как всеобщее горе. Поэтому многие, выезжая в Абакан или Усть-Абакан по делам, попутно запасались водой для себя и соседей. Кто на себе, кто на машине. Некоторые кандидаты в депутаты не погнушались такой ситуацией и агитировали за себя пятилитровками с водой. Успех был оглушительный – наверное впервые народ и власть нашли общие интересы: голоса взамен воды…
Но вода – не единственная беда Оросительного. Нет прямого сообщения с Абаканом и Усть-Абаканом. Либо через Доможаково, до которого еще добраться надо (Аскизский тракт), либо ловить попутную маршрутку из Усть-Бюря, Чаркова или Весеннего.
Доставляют жителям поселка неприятности и доблестные защитники Родины. На той стороне трассы «Абакан-Сорск» ровно напротив расположен полигон для стрельбищ из крупнокалиберного оружия. И во время тренировочных и учебных стрельб установок «Град», ветхие и старые домишки жителей трещат по швам, разваливаются печки, вылетают стекла из оконных рам. Примеров – масса, обращений в органы власти – не счесть. Но ни прокуратура, ни МЧС, ни сами военные, а уж тем более местные и районные власти приближаться еще и к этой проблеме Оросительного не хотят.
Так прошло шесть лет. На дворе середина 2019 года. Не знаю, как так получилось, что Глава Усть-Абаканского района Елена Егорова попала в Оросительный, но явно не на радость себе. Проблему с водой она не решит, это очевидно. Нужно подключать региональные власти, РЖД, еще кого-то, чтобы вернуть право оставшимся в своем малом количестве жителям станционного поселка пользоваться инфраструктурой водоснабжения железнодорожников.
Взамен власти Усть-Абаканского района могли бы расконсервировать уникальное месторождение высококачественных гипсовых глин рядом с поселком. Этому месторождению много-много лет, его разрабатывали еще до Октябрьской революции французы (столь необходимые сегодня частные иностранные инвесторы), запасов там еще на несколько десятков лет. Вот вам экономика и социальная стабильность в одном флаконе, развитие промышленности и инвестиции, благополучие население. Такой вот мини-национальный проект в 35 километрах от Абакана. Всего-то лишь надо дать воду людям!
Но более чем уверен, ничего не случится и не произойдет. У власти, причем не важно какого она цвета, нет реальной заинтересованности в каком-либо развитии чего-либо. Бумажная волокита и обюрокрачивание любых инициатив со стороны здравого смысла и предпринимательской энергии составляет смысл работы аппарата. И это прямой вопрос к региональному экономическому ведомству и его руководителю Николаю Евдокимову, чиновникам районной администрации Елене Егоровой, ее заместителям Ивану Белоусу и Елене Баравлевой, и.о. руквоводителя Управления имущественных отношений Наталье Макшиной, а также начальнику Красноярской железной дороги ОАО «РЖД» Вадиму Владимирову. Местным властям такие вопросы даже задавать неудобно…
…Буквально через час после эфира 13 июня «РТС-новости» позвонили знакомые жители Оросительного. Они возмущены и намерены писать обращение Главе Хакасии. Искренне пожелал им удачи!
Кстати, руководство ЖД они также просят вернуть минутную стоянку пассажирских поездов в направлении Абакана и из Абакана на станционной платформе, чтобы иметь возможность прямого сообщения с городом.
Дмитрий Буреев, политический аналитик