В Верховном Совете Хакасии распределены все кресла за исключением одного – вакантной остается должность председателя комитета по здравоохранению. Руководителем может стать человек подкованный и профессиональный, но при этом практически неизвестный избирателям. Такое возможно в рамках действующей в Хакасии смешанной избирательной системы.
Среди претендентов в руководители комитета по здравоохранению и социальной политике обсуждаются кандидатуры Любови Кауфман и Ольги Штыгашевой. Чтобы избраться председателем комитета, Штыгашевой необходимо войти в состав Верховного Совета через процедуру передачи мандата от депутата из своего партийного списка (кто-то из тергруппы должен отказаться от мандата, например Василий Шулбаев, который может перейти на работу в министерство национальной и территориальной политики или стать заместителем главы).
Стоит отметить, что практика предоставления депутатских полномочий политику со «скамейки запасных» распространена повсеместно и довольно давно. Так в прошлом созыве стала депутатом Светлана Могилина и, например, Михаил Молчанов, занявший место освободившего парламент Виталия Анисимова. Таким же образом прошел в Верховный Совет уже этого созыва Денис Кабанов (ему перешел мандат однопартийца Александра Жукова).
Передача мандатов возможна в рамках сформированных перед выборами списков. Если максимально упростить происходящее, то получается следующая картина: партия выставляет на выборы 50 или 100 человек по республиканскому списку и территориальным группам. В парламент проходит, к примеру, 20 человек, остальные теоретически тоже могут стать депутатами, если освободится место выше по списку.
Юридически все верно – люди голосуют за партию, которая сама решает, кто из её членов будет депутатом, а вот фактически к такому порядку есть масса вопросов, потому что депутатами в таком случае могут стать люди никому не известные, как говорится, кот в мешке. В связи с этим уже неоднократно поступали предложения уйти от смешанной системы, которая применяется в Хакасии (выборы по партийным спискам – пропорциональная система и по одномандатным округам – мажоритарная система).
Такое в истории Хакасии уже было в начале 1990-х, когда кандидаты в депутаты баллотировались исключительно в одномандатных округах: люди знали своего депутата в лицо. За такие правила многие годы ратовал экс-спикер республиканского парламента Владимир Штыгашев, но именно с ним судьба сыграла злую шутку. В этом году он баллотировался в Верховный Совет по одномандатному округу от Абазы, выборы проиграл, но все-таки стал депутатом благодаря тому, что был включен в партийный список КПРФ.
В настоящий момент в Верховном Совете 25 одномандатников, среди которых есть люди, уже несколько пятилеток избираемые в законодательный орган по одномандатным округам. Это, например, Олег Иванов, Олег Гавловский, Валерий Старостин. Они становятся депутатами благодаря личной узнаваемости и работе на округе, что избиратели должным образом оценивают, отдавая за них свои голоса.
Между тем история с многоходовым распределением мандатов среди депутатов-списочников выглядит как решение важных вопросов за спиной у людей, что при высоком статусе депутата вызывает вопросы. Так, в ходе последних выборов отдельные одномандатники заручались поддержкой до 3 500 тысячи избирателей, а между тем Василию Белоногову, чтобы стать главой Черногорска, хватило поддержки 3 000 человек. Получается, что легитимность депутата республиканского парламента выше, чем у главы второго по величине города Хакасии, но при этом депутатский мандат можно получить, оставаясь в тени партийного списка, фактически инкогнито для избирателей, ведь далеко не каждый голосующий будет изучать весь партийный список.
В настоящий момент в России применяются различные варианты избирательных систем. В регионах Северного Кавказа депутатов выбирают только по пропорциональной системе, в Москве, напротив, используется мажоритарный принцип. Если Хакасия будет формировать Верховный Совет исключительно из одномандатников, выборные процессы станут более прозрачными, так как в депутатах будут известные избирателям люди, а не «серые кардиналы». Ведь если раньше это было скорее исключение, чем правило, то в последние годы практика кулуарного распределения мандатов стала носить систематический характер.
Александр Соловец
Одномандатников будет море. а Программ развития Республики??
Она так и будет шарахаться по случайным хотелкам депутатов?
Тут с Автором статьи принципиально не согласен….