Подводя итоги выборов, можно сказать, что каждый тянет одеяло на себя. КПРФ гордится тем, что во главе Хакасии остался их губернатор. «Единая Россия» радуется конституционному большинству в Верховном Совете. И те и другие приложили много сил, чтобы достичь желаемого, однако двухпартийная политическая система – результат мудрого решения жителей Хакасии. Они дали ещё один шанс Валентину Коновалову, но при этом предоставили окно возможностей приунывшим за последнюю пятилетку единороссам.
Хакасия вновь стала первопроходцем. В настоящий момент республика – единственный регион страны, где сложилась двухпартийная политическая система, при которой исполнительной властью управляет одна партия (КПРФ), а законодательной другая («Единая Россия»).
«По факту за пять лет люди хуже жить не стали. Всё, что ухудшалось, оно делалось чуть-чуть меньше. Зарплаты стали чуть меньше, на фоне инфляции, социальные направления, здравоохранение. Всё по чуть-чуть становилось хуже, но ощутимо негатива люди не почувствовали на себе, и поэтому, приходя на избирательные участки, думали: ну, в принципе-то, и сойдет. Вот это основной посыл, с которым шли избиратели на участки», – отметил экс-кандидат на должность главы РХ Михаил Молчанов.
«Я не согласен, что выбор Валентина Олеговича сейчас – это некоторая безусловность и поддержка его со стороны жителей республики. Выборы депутатов Верховного Совета говорят совершенно об обратном. Если бы Сергей Михайлович не выбыл из гонки, в итоге всё-таки побеждал бы Сергей Сокол», – заявил в эфире программы «Аргументы» Александр Мяхар.
Сложившийся расклад сил – результат множества объективных и субъективных факторов (единороссы традиционно сильны своими одномандатниками, КПРФ сильна как бренд левой идеи), но именно так и должно было случиться. Хакасия объективно устала от сотрясающих её скандалов и потоков критики, порой переходящей в критиканство. Люди хотят видеть работоспособную власть, которая трудится на благо родной республики. В сложившейся ситуации ни ЕР, ни КПРФ уже не на кого сваливать ответственность за происходящее. И те и другие наделены властью, хотя нюансы все-таки есть: правительство РХ сложно назвать исключительно коммунистическим, а Верховный Совет – только единороссовским, потому что деление на партии во многом условно.
«Кто-то голосовал за представителя “Единой России”, но в следующем бюллетене голосовал за КПРФ, ситуация парадоксальная, но объяснимая, потому что ЕР на сегодняшний момент в РХ не представляет собой цельный образ, политическую и идеологическую конструкцию с четкой своей платформой. Я не вижу в этом большой проблемы, потому что это вопрос работы и обучения. Бывает такое, что кандидаты стесняются нести флаг партии, а некоторые его откровенно сторонятся, хотя партия делает за них львиную часть работы, а в отдельных случаях есть основания полагать, что был откровенный саботаж. Дебаты партийные оставили желать лучшего, но и там были отличные задатки. При желании и грамотном управлении все поправимо. В ЕР сейчас идет ротация, и на выбранных в Верховный Совет депутатах, помимо эффективной работы со своими территориями, лежит ответственность ещё и в том, чтобы не они не выпячивали свои личные амбиции, а воплощали в жизнь программу, несли образ команды, а то начнет шатать фракцию из стороны в сторону, как в прошлом созыве», – сказал Александр Мяхар.
При наличии сильного лидера ЕР Хакасии будет более монолитна. Это нужно самим единороссам, это нужно республике, где пора от слов переходить к делу и решать конкретные социально-экономические проблемы. Одна из первостепенных – нехватка средств. Чтобы свести концы с концами, правительство РХ берет бюджетный кредит в размере 2,1 млрд рублей, но этих денег на долго не хватит. А что будет дальше? Пока прогнозы неблагоприятные. Дело в том, что главный экспортный товар (уголь) вывозится в недостаточном объеме, как следствие – падают доходы республиканской казны.
«Республика на грани дефолта. Завтра зарплату платить нечем будет, социальные обязательства выполнять. Нужно решать проблемы и с наполнением бюджета, и с вывозом угля. Лодку сейчас раскачивать совершенно не нужно. Лодка маленькая, и потонуть могут все», – отметил заведующий кафедрой РАНХ и ГС при Президенте РФ Андрей Тенишев.
И правда, потонуть могут все. Республика уже насмотрелась на политические склоки, и того, кто этого не понял, умный и прозорливый народ Хакасии отправит на политическую обочину. Пример 2018 года в этом плане более чем примечательный, поэтому единственный правильный вывод, который следует сделать из прошедших выборов простой: «Каждый человек, который пришел во власть, берет на себя ответственность в том, что он работает 24/7». Так что пора браться за работу. Собственно, для этого жители Хакасии и выбирали новую власть.
Александр Соловец