Надо понимать, что есть политики ситуационные, те, кто в жизни материально обеспечены и участием в делах государственного управления удовлетворяют свои чувства, будь то эго или духовность высшего порядка, а есть и те, для кого плавание в общественной пучине – профессиональное занятие, не просто работа, но и источник дохода, который перерастает в образ жизни.
Далеко за примерами ходить не надо: экс-депутаты Верховного Совета Денис Бразаускас, Ольга Ширковец, Андрей Филягин, Тайир Ачитаев… И это лишь краткий список, не учитывая персон из разных партий (включая даже взявшую тотальное большинство ЕР), которые остались за бортом большой политической лодки.
В алгоритмах и архитектуре власти во все времена существовал негласный закон: зачем бороться с «буйными» и просто идейными, когда их можно просто трудоустроить. По сути, человеку всегда нужны лишь две вещи – цель и доход, обеспечивающий жизнедеятельность и средства достижения цели. Вот в разных интерпретациях и была всегда практика – одних в министерства, других в администрации разного уровня, а можно, к примеру, и штат губернаторского канала РТС сделать размером с маленькое государство.
Но это одно решение и не всегда удачное, потому что там везде работать надо, а у политиков это не всегда получается. Бывает так, что поет как соловей, а по факту трутень трутнем. В таком случае, отчасти филигранно, эту проблему решали советы депутатов разного уровня и особенно Верховный Совет. Давали пройти нескольким партиям, но по одному-два, максимум три человека. По факту эта конструкция не давала возможности таким представителям как-то серьезно влиять на политическую повестку, но, будучи встроенными в «систему», они становились более управляемыми. А если им еще и давался бюджет да ставились цели в виде изучения каких-либо нормативных документов, задача нивелирования разных оппозиционных настроений была почти исполнена. И плюсом ко всему этому можно было трубить в разные стороны о том, что парламент чуть ли не самый демократичный в стране.
Наступила новая реальность. Демократичность сменилась двухпартийным противостоянием (два болтающихся мандата ЛДПР можно в расчет не брать). При этом достаточно большой пласт людей творческих, а именно такие в политике и находятся, остался не у дел. Чем они будут заниматься? Конечно, они могут попробовать в себя разных ролях, но те, кому позволяет возраст и здоровье, обязательно вернутся в политику. Выборы для них не просто как глоток воздуха, а период, где черпается жизненная энергия. При этом надо понимать, что чем голоднее политик, тем выше становятся его ставки и притязания. В ближайшей перспективе самая интересная битва может развернуться на выборах главы Абакана, которые пройдут в следующем году.
Условия для участия в них разных персон и политических союзов если не идеальные, то вполне комфортные. Во-первых, раз политическое поле сильно поляризовалось, то драка будет происходить весь год между двумя сторонами, а третьи, которые сбоку и наблюдатели, вроде как к самому важному периоду останутся белыми и пушистыми. Во-вторых, перед выборами в столицу Хакасии будет хороший плацдарм – выборы президента уже в марте следующего года, когда можно не только поспекулировать федеральной повесткой и на этой волне освежить к себе внимание, но и реально реанимировать свой рейтинг и, при понимании слабых сторон, успеть их исправить к осени.
Так что любому претенденту, даже с хорошим бюджетом и «командой Абакана» под боком, не позавидуешь. Думается, что уже в скором времени начнется определенная артподготовка в виде оголения перед широкой общественностью абаканских проблем. Основным тараном для этого могут стать коммунистические ресурсы, в силу их классического противостояния с ЕР, но к ним охотно присоединятся и разные смежные политические объединения. Закон сохранения материи, а в нашем конкретном случае ресурса или бюджета, в действии. Если его – ресурс или бюджет – забирают одни, то это совсем не значит, что его не надо восполнять за счет других, которые могут быть даже бывшими врагами или оппонентами, но в новой реальности уже станут союзниками.
Может, конечно, случиться и такое, что выборы глава Абакана отменят за ненадобностью для определенных групп влияния и глава города будет назначаться Советом депутатов, что с первого взгляда снизит многие риски. Но маловероятно, что стратегически такое решение будет верным, так же как и сформированный трех-, а по сути двухпартийный парламент – сейчас так проще, но в долгосрочном плане это мина замедленного действия.
- Читайте также: Почему Коновалову повезло с новым составом Верховного Совета
Хакасия политически ещё не оправилась от двух больших казусов на выборах главы и может стать политической пороховой бочкой, которая вдобавок ко всему наполнена плохо пахнущем газом. Вой о том, что демократию зажимают, понесется по всей стране. Да и как вода везде найдет себе дорогу, так и свободный от обязательств «нетрудоустроенный» политик место для своей сцены в театре общественной жизни противостояний обязательно найдет.
Жизнь – дорога вперед, и – выборы закончились, выборы начинаются.
Александр Рыков
В Хакасии столько сёл, где можно приложить услия, показать себя, свой потенциал.
Пусть берут пример с Сажина и Нечкина. Они пашут, показывая себя грамотными хозяйственниками и политиками. И результат виден.
А то “ни одного нормального сортира не построили собственными руками и в политику лезут”, как говорил ВМЗ.
а что показывать Ширковец или Ачитаеву? Нечего показывать то…