Чем дальше Хакасия углубляется в захватывающую избирательную гонку, тем интереснее определить кто есть кто. Например, действующий республиканский кабинет министров принято называть «красным» и «коммунистическим». Формально это так, но если смотреть в суть вопроса, то возглавляемое Валентином Коноваловым правительство РХ и коммунистическая идеология так же далеки друг от друга, как арбуз от вишни. О том, что хакасские красные далеко не такие красные, как они об этом заявляют, свидетельствуют проводимая ими социально-экономическая политика и кадровый состав кабмина.
Кто хоть немного интересовался республиканской политикой, вольно или невольно знаком с Сергеем Комаровым – более 15 лет он работал в Верховном Совете, где возглавлял комитет по бюджету. Также Сергей Владимирович был видным единороссом, а в канун выборов 2018 года даже возглавлял региональное отделение ЕР. За годы своей деятельности в рядах партии власти Сергей Комаров зарубил не одну и даже не две, а десятки инициатив республиканского отделения КПРФ, возглавляемого Владимиром Керженцевым. Комаров рьяно и настойчиво занимал непримиримую позицию к коммунистам Хакасии.
Кто бы мог подумать, что пройдет всего каких-то 3-4 года и Сергей Комаров будет выполнять (или делать вид, что выполняет) поручения первого секретаря ХРО КПРФ Валентина Коновалова, который неожиданно для многих (как и для самого Комарова) стал главой РХ. Только один факт наличия у Коновалова такого заместителя, как Комаров, свидетельствует о многом. Если кто желает углубиться в тему, советуем вспомнить Ленина, который очень ярко и точно характеризовал подобные ситуации. В его трудах найдется емкое словечко и для Сергея Комарова, и для Валентина Коновалова.
Это всего лишь один пример кадровой политики так называемого «красного» правительства Хакасии, которое собирает не только политических оппонентов. Причем сравнить эту политику с тем, что делали большевики в годы гражданской войны, вряд ли возможно. Тогда красные приглашали в свои ряды кадровых офицеров и инженеров с блестящим образованием, знающих толк в своем деле. Сегодняшние коммунисты Хакасии зовут к себе тех, кто нигде больше не пригодился или имеет очень сомнительную репутацию. Две большие разницы в подходах разных веков.
Если проводить аналогию с тем, что делали большевики в экономике – НЭП или индустриализация, – то у современных коммунистов Хакасии на этот счет идей не просматривается. Если говорить про работу кабинета министров в целом, то республика последние 5 лет плывет по течению, без какого-либо творческого осмысления текущей ситуации и перспектив на будущее. Имеющийся план развития Хакасии – это не более чем набор цифр, предполагающий одну ситуацию, если цена на сырье будет высокой, и другую ситуацию, если уголь и алюминий станут дешевле. Максимум, на что может претендовать такой план, – прогноз финансового положения региона, но он точно не помогает в инновационном развитии Хакасии.
За 5 лет за действующим правительством РХ не замечено ни одного шага, который бы свидетельствовал о его социалистической направленности. Народных предприятий в Хакасии не появилось, жителей Хакасии загоняют в долговую кабалу микрокредитные организации, в торговле заправляют сетевые монополисты, медицина в своей основе платная. Доводы текущего главы и товарищей, что везде так, не выдерживают критики, потому что так далеко не везде.
В России есть масса субъектов федерации, где существуют региональные социальные гарантии, нивелирующие острые углы рыночной модели экономики. Другое дело, что в Хакасии такие инструменты не созданы. Не созданы они не потому, что кто-то мешал, а потому, что этим в принципе никто не занимался. Нынешним красным стоило бы поучиться у предшественником умению не только ставить задачи, но и выполнять их. Кстати, те, кого красные активно критикуют, это делать умеют.
Даже при беглом обзоре становится ясно, что текущий глава РХ красным все пять лет являлся лишь по своей риторике, но никак не на деле. А вот вопрос о том, насколько при таком раскладе этично добиваться своих целей, используя коммунистические лозунги и ностальгию определённых слоев населения по советскому прошлому, пусть такие деятели задают сами себе.
Александр Соловец